Классный час Моя семья-мое богатство
Классный час
«Моя семья – мое богатство»
Цель: развитие взаимоотношений и диалога между учащимися, родителями, классным руководителем; обратить внимание на ценность семьи и семейного воспитания
Задачи:
1.Формирование у обучающихся представления о значимости семьи в формировании личности ребенка.
2.Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
3.Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
4.Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
Ход классного часа:
Приветствие (звучит песня «Улыбка») Слайд №1
Ребята, подарите мне ваши глазки, улыбнитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Улыбнитесь нашим гостям. Посмотрите, у нас в классе стало светлее, ваша улыбка согрела нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.
Звучит музыка «Марш Мендельсона».
Ребята, что это за мелодия? Где мы можем ее услышать?
(Ответы детей.)
Именно с этой красивой мелодии начинается каждая семья. Для ваших родителей звучал этот марш Мендельсона в минуты заключения их брака. Семья – это великий дар. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно 15 мая. И тема нашего классного часа: «Моя семья-моё богатство» Слайд №2
Ребята, а что для вас означает слово –семья? (Ответы детей)
Просмотр видео «Устами младенца».
Как вы думаете, из каких частей речи состоит слово семья
7 – Я? Слайд №3
Учитель: «Семья» - сколько в этом слове загадок, оно делится на два слова «семь» и «я». Оно говорит «семья» - это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро. «Семь-не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима.
А есть ли в нашем классе семья из 7 человек? (нет)
А есть у нас многодетные семьи? (есть)
Как вы думаете, в какой семье жить легче, в маленькой или в большой? Почему? Слайд №4
Душой любой семьи всегда является мама.
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Учитель: Слайд №5
У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
А что для вас дом? (ответы детей)
Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Объясните, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).
Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.Такое место ваша семья, дом. А знаете ли вы, как называется дом:
- в белорусской или украинской деревне? (хата)
- перевозное жилище у кочевых народов?(кибитка)
- дом кавказских горцев, сложенный из камня?(сакля)
- постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой, (шалаш)
- название отдельного жилого помещения с кухней, передней, комнатами (квартира).
Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные.
Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», «В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить. У вас в конвертах записаны начала и окончания пословиц. (Работаем в группе.)
Где любовь и совет, там и горя нет. (Русская)
Дом с детьми - базар, дом без детей – могила. (Казахская)
Бабушка, любящая внука, готова штаны променять на сахар.
( Китайская)
Лишь потеряв свой дом, оценишь его по достоинству.
( Армянская)
Молодому растению нужна влага, младенцу нужна ласка. (Алтайская)
Брат без брата - что сокол без крыла, сестра без брата - как хворостина голая. (Чеченская)
Верблюдица некрасива, а мила верблюжонку. (Монгольская)
Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило. (Украинская).
Слайд №6 (проверка)
Учитель: Слова «родина», «родители», «родня» имеют один корень - род. Семья - это род от самых старших членов семьи до малышей. В любой семье есть портреты и фотографии. Раньше их вешали в доме на самых видных местах. Сейчас модно составлять генеалогическое дерево, вести семейные альбомы. Вероятно, существуют удивительные истории, которые передаются из поколения в поколение. Давайте послушаем ваши рассказы.
(Учащиеся рассказывают о семейных традициях).
Викторина-вопросы о семье: Слайд №7
Слово «семья» по латыни (Фамилия).
Как называется фамилия женщины до её замужества (Девичья)
Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»)
С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет).
Назовите самую семейную геометрическую фигуру (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу).
Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш).
Учитель: Основой каждой семьи является воспитание детей. Каждая семья строится по определенным правилам.
А сейчас наши ребята продолжат фразу «Если бы я был (была) взрослой…» (Советы родителям по воспитанию дают сами дети). Что вы не будете говорить своим детям? Что вы не будете делать? (зачитать ответы детей)
Ну а сейчас мы с вами пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья.
Какая будет у вас семья? (Дети дают ответы на вопросы).
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная и т.д.
Е – единственная, единая, естественная и т.п.
М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная, и т.п.
Я – яркая, ясная и т.п.
Домашнее задание: Составить сиквейн и красочно оформить.
(Показать всем и прочитать)
Слайд №8
Слайд № 9
Учитель: У нас в России совсем недавно появился свой праздник – День семьи, любви и верности, который впервые отмечался 8 июля 2008 года. Символами праздника стали: ромашка, считавшаяся на Руси олицетворением любви, и изображение православных святых Петра и Февронии Муромских, которые жили в 13 веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей брака и семьи.
Звучит песня или видео Светланы Копыловой «Петр и Феврония».
Учитель: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
(Ребятам предлагается отгадать это слово). (Терпение)
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
(Высказывания детей).
Учитель: Я надеюсь, что и наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
И в завершение нашего разговора о семье хотелось бы задать еще несколько игровых вопросов, ответами на них вы будете вставать с места, а остальные дети будут вам аплодировать.
Встаньте, те:- кто похож на маму?Аплодисменты!- кто похож на папу?Аплодисменты!- кто скучает по родителям, уезжая из дома?Аплодисменты!- в чьей семье занимаются спортом?Аплодисменты!- у кого нет секретов от родителей?Аплодисменты!- к кому приходят друзья в гости?Аплодисменты!-кто помогает родителям по дому?Аплодисменты!- кто любит свою семью, дорожит ей!Аплодисменты!
Слайд №10 Желаю всем семьям и каждому в отдельности: любви, мира, взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Дорожите своей семьей. Знайте, что ваша семья – это не только мама и папа. Это бабушки, дедушки, сестры, братья и вы, дети. Самое большое счастье для родителей – ваша честная жизнь, трудолюбие. А в школьные годы – усердие в учении. Приносите в дом радость, оберегайте счастье своей семьи.