Урок по гражданскому образованию по теме ,,Что такое хорошо и что такое плохо


Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель:
формировать в сознании детей понятие «доброта»;
раскрыть нравственное содержание добра;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению
добрых поступков;
развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;
воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Ход урока:
1 Организационный момент:
Здравствуйте, дорогие ребята! . Каждое утро мы с вами говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы весь день у нас был добрым, а настроение хорошим.
«Минутка дружбы».
- А теперь встанем все в кружок. (Дети становятся в круг, держатся за руки.)
Раз ладошка, два ладошка,
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
(Дети проговаривают слова вместе с учителем.)
2.Сообщение темы урока и его задач . Сегодня вы нам своими ответами подарите минуточку тепла, радости и доброты. Урок начнём стихотворением В. Маяковского, а вы внимательно послушайте, чтобы смогли определить его тему .Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое плохо?-
У меня секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого ответ
помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет,
Если град загрохал,-
каждый знает - это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это - очень хорошо
и большим и детям.
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого не хочу
даже вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик так хорош,
загляденье просто!
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
Этот, хоть и сам с вершок,
спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
в жизни пригодится.
Этот в грязь полез и рад.
что грязна рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
но вполне хороший.
Мальчик радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду делать хорошо,
и не буду - плохо".
и что такое плохо?
- Какой вопрос задает сын своему отцу вначале стихотворения?
- Что означает слово хорошо? (Добро)
- Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?- Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У добра У зла
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. Темные, черные, грязные, холодные.
-Как вы думаете, что же такое добро?
-Каких людей называют добрыми? - А как вы думаете, какому человеку присущи перечисленные качества? (Доброму и злому)- Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека, аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое, радостное, прекрасное).– ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
Посмотрите, как в словаре Ожегова определяется понятие «доброта»? (Дети читают).
Давайте послушаем как говорили великие классики о доброте:
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
- Назовите слово с противоположным значением (ДОБРО? - зло)
- Ребята, какова, по-вашему, тема сегодняшнего занятия? (Добро и зло)
Совершенно верно, сегодня на уроке мы разберёмся что же такое хорошо, а что такое плохо!
Как вы считаете, зачем нам это надо знать?
Попробуйте сформулировать цель урока. ( Чтобы быть добрыми, противостоять злу, стремиться к добру, совершать хорошие, добрые дела)
- Как вы думаете, какие вопросы мы будем обсуждать?
- Что такое добро?
- Что такое зло?
- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что вы можете сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Ответы на эти вопросы мы будем искать не только на уроке , но и всю жизнь.
А сегодня мы сделаем еще один шаг в познание законов человеческой жизни.
3. Работа над новым материалом. Мы с вами живём на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела.
Как вы думаете, какому человеку живётся легче? Доброму или злому???
А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие, в мир Доброты.
Обратите внимание на доску, перед вами маршрут вашего путешествия.
Давайте посмотрим на карту и определимся какие остановки нас сегодня ждут: «Остров пословиц», «Город Добра», «Сказочная долина», «Добрая Земля».
Первая остановка это: «Остров пословиц»
1) Остров пословиц.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.
Своё стремление они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы отправимся на остров пословиц.
Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
Пословица ярко и образно украшает русскую речь. Уникальность пословиц состоит в том, что в столь краткой форме отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний русского народа.
Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости.
(Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы).
- Ребята, из предложенных слов и словосочетаний вам необходимо собрать пословицу, обсудить в группе вопрос: «В чем заключается смысл этой пословицы?», а затем рассказать, что вы думаете по этому поводу.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.
Доброе сердце лучше богатства.
Без добрых дел нет доброго имени.
Злое слово ранит, а доброе лечит.
А теперь обсудим ,что означает каждая пословица.
Да, правильно. Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в город Добра.
2) Город Добра
Как вы считаете, какие люди живут в этом городе? (добрые, вежливые, отзывчивые, милосердные)
В этом городе есть свои правила. Какая команда подготовила правила доброты?
Правила доброты:
1.Добрый человек приветлив и внимателен к другим.
2. Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом.
3.Добрый человек всегда здоровается и прощается .
4.Делай добро для людей.
5. Добрый человек не отвечает грубостью на грубость.
6. Не завидуй.
7. Не груби.
8. Не вредничай.
Вот сколько правил необходимо соблюдать, чтобы быть добрыми людьми.
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
Давайте дополним эти правила своими правилами доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Учитель: Мы с вами проделали большой путь и немного устали, предлагаю отдохнуть!!!
Физминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете
На носки поднимись,
А потом руки вниз
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!!!
Вот мы с вами приземлились на следующей остановке…
4) Сказочная долина
Да, непросто, оказывается, быть добрым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?
-Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса--Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) (шляпа)
-Лечил зверей и птиц, спасал больных зверей Африки (Айболит) (халат)
-Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) (цветы)
-Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
-Ребята, на каких сказочных персонажей вы хотели бы быть похожи? На добрых или злых?
-Наше путешествие подходит к концу, мы посетили много остановок….но осталась последняя (Добрая Земля)
- Вот и добрались мы до Доброй земли, где нам предстоит совершить общее доброе дело.
4.Творческое применение знаний и умений
У вас на партах подготовлены конверты с добрыми и злыми поступками, листы А4, цветные карандаши и клей.
Каждой ряду предстоит выполнить композицию «Мир добра» и затем представить её перед всеми.
Вам необходимо выбрать картинки с добрыми людьми и поступками и наклеить на свой лист….а затем представить свою композицию всем и обосновать её…Итак, время пошло. Ряд, который справится первым поднимают руки. 5.Притча индейцев о добре и злеА сейчас я прочитаю вам притчу, а вы внимательно её послушайте… Однажды старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Ребята, подумайте. А кого волка кормите вы? -А всегда вы кормите белого волка? Может быть иногда и чёрного???
Давайте будем стремиться к тому, чтобы в нас жил только белый волк, а чёрного мы будем прогонять. Не забывайте о этом никогда!!! 6. Игра «Не попади впросак». Учитель читает загадки, если загадка учит добру и вежливости , то в ответ на нее надо всем хором сказать: «Это я,это я , это все мои друзья!». Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом- надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром !» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
7.Упражнение «Поделись добротой»
Стоя в кругу дети берутся за руки. Чтобы «поделиться» добротой нужно потихоньку по цепочки сжать руку соседа. По окончании дети делятся впечатлениями.
8.Упражнение «Послушаем сердце».Учитель говорит детям: «Мое сердце умеет разговаривать с другими сердцами. Сейчас оно будет разговаривать с чьим-то сердечком. Тише: давайте послушаем, о чем говорят сердца»,потом по очереди подходит к детям, встает рядом и рассказывает о каждом ребенке что-нибудь хорошее. Затем просит детей послушать свои сердца и рассказать, чего они желают маме и папе, братьям и сестрам, друзьям и соседям, всем людям, всему миру. 9.Рефлексия
Сегодня мы говорили о человеческом качестве, о доброте.
Мы определили качества доброго человека. Какие они?
На что же он похож? (На солнышко. Добрый человек, как солнышко светит, греет, улыбается. К доброму человеку все тянутся, потому что он дарит окружающим свою любовь, ласку, заботу, душевное тепло, внимание). Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле и в нашем классе засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце.
А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.
У вас на столах приготовлены лучи солнца….я предлагаю вам написать на этих лучах качества, которые относятся к добру и приклеить эти лучи к нашему солнцу. Итак, что у нас получилось? Давайте прочитаем!
10.Итог занятия.
Итак, ребята, о чём говорили сегодня на занятии?
Какой вывод вы сделали из нашего разговора? (Мы узнали, что такое доброта и какой человек может считаться добрым, чтобы самим стать добрее, что добрым быть хорошо).
- Утро начинается,
Каждый улыбается.
Улыбаться… ХОРОШО,
Плакать – это … ПЛОХО.
Драться тоже очень … ПЛОХО.
Быть хорошим, добрым, нужным
Это очень… ХОРОШО.
Занимайтесь все зарядкой
И не будете болеть.
Заболеешь… ПЛОХО,
Быть здоровым… ХОРОШО.
Умываться… ХОРОШО,
Быть грязнулей… ПЛОХО.
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Спасибо за внимание!!!