Реализация системно-деятельностного подхода к обучению на уроках русского языка и литературы в 5 классе
«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, ориентированной на восхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость развития личности, ее познавательных и созидательных способностей, а также усвоения определенной суммы знаний. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков личности, ее самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Перед учителем средней общеобразовательной школы ставится задача переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Известно, что « формирование любых личностных новообразований –умений, способностей, личностных качеств – возможно лишь в деятельности» (Л.С.Выготский)
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно - деятельностном подходе к обучению. Задача учителя - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения ним новых знаний, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Реализация системно – деятельностного подхода к обучению на уроках русского языка и литературы – научно-методическая проблема, над которой я работаю в текущем учебном году.
Убеждена, что урок осуществляет главную функцию в школьном образовательном процессе, результативность которого зависит от профессиональной подготовки учителя, его творчества и ответственности. Моя работа - мое творчество. И направлено оно на использование современных технологий, поиск новых форм и методов обучения и воспитания школьников.
Исходя из направлений системно - деятельностного подхода, уделяю внимание организационному этапу урока и переходу к мотивации учебной деятельности учащихся. Опыт работы показывает, что эффективен урок тот, на котором создан позитивный настрой; усвоение учебного материала зависит от эмоционального состояния детской души. Эмоционально – эстетическая атмосфера на уроке погружает детей в атмосферу глубокого сопереживания.
Чтобы изучить готовность учащихся к учебной деятельности, использую по необходимости форму «Светофор» на первых минутах урока. На мой вопрос: « Дети! Хочу увидеть, кто с каким настроением пришел на урок!» - они поднимают свои закладки учебника в форме «светофорчиков» Моя цель - увлечь в учебный процесс, в первую очередь, тех учеников, которые демонстрируют красный цвет. Наблюдаю за их работой на протяжении урока, а рефлексию начинаю именно с этих ребят. Эта форма работы с детским коллективом позволяет активизировать учебную деятельность каждого ученика. Для создания эмоционального начала урока использую работу с эпиграфом, что помогает учащимся определить тему и цель, а затем и задачи урока.
А урок литературы по теме «Кавказский пленник» начинаю с предложения пятиклассникам обратить внимание на национальный состав народов Крыма. В классе тоже - русские, крымские татары, украинцы, белорусы. Но это не мешает нам дружить, жить комфортно. Предлагаю улыбнуться и обнять друг друга. Теперь дети готовы воспринимать особенности жизни людей Кавказа, говорить о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них в то время стороне. Далее учащиеся называют тему, цель и задачи урока, т.к. с содержанием рассказа они ознакомились дома.
Повышает мотивацию к изучению учебного материала и такая форма работы как «Прогнозирование» При подготовке к сравнительной характеристике Жилина и Костылина («Кавказский пленник») предлагаю учащимся спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации, в ситуации морального и нравственного выбора.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемный метод направлен на организацию поисковой познавательной деятельности. У детей появляется возможность анализировать ситуацию, развивать текстовую компетенцию. На обобщающем уроке «Кавказский пленник» на разных этапах ставлю проблемные вопросы:
-Почему Жилин попал в плен?
-Какова роль фамилий главных героев рассказа? Пояснить от каких слов они происходят, каково их лексическое значение?
- Почему Л.Н.Толстой назвал рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
Учащиеся рассуждают, анализируют, обращаются заново к отдельным эпизодам текста, в результате поясняют мотив поступка героя рассказа, предполагают, что писатель передает в этом рассказе свои мысли о человеке, пытается понять человеческий характер.
Здесь считаю уместным учить учеников культуре дискуссии, этот прием позволяет формировать морально – ценностную позицию школьника.
А вот после изучения темы «Волшебные сказки» предлагаю подумать и обосновать свой ответ на проблемный вопрос: «За что мы любим сказочных героев: Царевну - лягушку, Царевну, Ивана - царевича, Иванушку – дурачка? Какие качества сказочных героев сделали их любимыми в народе?»
На таких уроках успеха добиваются даже слабые ученики.
Они заражаются всеобщим поиском истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет увлечь учащихся в активный творческий процесс на основе сотрудничества. Меняется роль учителя. Я выступаю в роли консультанта, помощника, наблюдателя. А мои ученики знают ключевые слова урока: - искать
-думать
-сотрудничать
-приниматься за дело
Ученик получает знания не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственная учебная деятельность воспринималась детьми как ценный результат урока и становилась стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики приобретают навыки сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций, в первую очередь - литературоведческую компетенцию на уроках литературы.
Важнейшую роль в формировании УУД имеет работа с текстом. Навык быстрого и осознанного чтения по праву считается фундаментом образования. В условиях времени, в котором мы живем, когда читательский интерес учащихся низок , моя задача пробудить интерес к чтению. Прием комментированного чтения текста является основой понимания и осмысления прочитанного. Именно такой прием я использовала при изучении стихотворения М,Ю.Лермонтова «Бородино». Комментируя прочитанное, учащиеся самостоятельно рассуждали о чем сожалеет поэт, что его радует, какими настроениями пронизано произведение. Составление плана позволило глубоко осмыслить и понять содержание сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» Для построения плана целесообразно по мере чтения было задавать вопрос: «О чем здесь говорится?» Для формирования коммуникативных УУД использую такие приемы, направленные на осмысление содержания текста как «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают познавательную мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя прием «Верные - неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Смысл этой учебной деятельности состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы ученики должны одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Групповой совместной деятельностью учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие системно- деятельностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы отводится театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.
На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, урок-обобщение по теме «Глагол» можно провести в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодеваются, и занятие проходит в необычном – костюмированном – виде.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу.
Систематически на уроках русского языка и литературы в 5 классах целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УД, помогает ученику и учителю оценить качество обучения, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с методом портфолио, что прекрасно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.
Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысит качество знаний по предмету и создаст условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме
Интерактивное обучение
Ученик успешно усваивает учебный материал, если процесс обучения проходит интерактивно. Одновременно с получением информации он имеет возможность обсуждать неясные ему моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки своих действий в режиме беседы, диалога с одноклассниками. Учитель же направляет действия учащихся на достижение целей урока. Существует множество форм и методов интерактивного обучения. Назову самые популярные из них:
«Дерево решений», «Мозговой штурм», «Займи позицию», «Экспертиза»,
«Ульи», «Закончи предложение» и др. Остановлюсь на примере «Дерева решений». Изучая с пятиклассниками тему «Однозначные и многозначные слова», разделяю класс на группы по 4-5 человек, даю задание изучить теоретический материал учебника самостоятельно и сделать записи с примерами однозначных и многозначных слов на своем Дереве ( лист ватмана) Затем каждая группа представляет свое Дерево, взаимно проверяют записи, дописывают свои идеи и соображения.
«Займи позицию»- записываю на плакате (лучше при возможности на мультимедийной доске) несколько понятий при изучении лексики. В записях допускаю неточности. По желанию учащиеся выходят к доске и выражают свою позицию словами Да или НЕТ, обосновуют свою позицию.
Эти формы обучения развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность и внимание, активизирует познавательный интерес школьников.Наличие разнообразных форм, методов и приемов интерактивного обучения дает возможность учителю - словеснику составить конструктор урока, т.е. подобрать к каждому этапу самые эффективные. Например, проверка домашнего задания результативна с использованием таких приемов как «Интеллектуальная разминка», «Узнай меня», «Снежный ком». Изучение новой темы – «Модель будущих знаний» , «Ассоциативный куст».
Современный учебно-воспитательный процесс немыслим без применения информационно- коммуникативных технологий, так как они :
усиливают положительную мотивацию обучения;
активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
1.Принцип равенства позиций.
2.Принцип доверительности.
3.Принцип обратной связи.
4.Принцип занятий исследовательской позиции.
ИКТ позволяют проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка);
обеспечивают наглядность, большое количество дидактического материала;
повышают объем выполняемой работы;
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения, применяя разно уровневые задания;
расширяют возможность самостоятельной работы;
формируют навык исследовательской деятельности;
дают возможность доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствуют повышению качества знаний.
Таким образом, ИКТ – необходимость современного образовательного процесса.
Хочу поделиться еще одной формой работы на уроках литературы. Одна из проблем учителей литературы – понижение у учащихся читательского интереса в связи с свободным доступом к различным информационным ресурсам . Опрос пятиклассников показал, что только 8 из 20 учеников имеют небольшие домашние библиотечки. А на вопрос, любят ли они читать книги , только 10 учащихся дали положительный ответ . Поэтому на один из этапов урока ( лучше на организационный ) приглашаю лучших учеников школы, которые рекламируют кратко книгу или программное произведение, останавливаясь на самом интригующем эпизоде. Любопытство учащихся срабатывает, количество читателей за полугодие увеличилось