Конспект урока по письму для 1 класса «Знакомство с гласными звуками [а] и [у]»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
Открытое занятие
Раздел: «Учимся родному языку»
Группа кратковременного пребывания
Тема: «Знакомство с гласными звуками [а] и [у]».
Учитель группы кратковременного пребывания:
Яловенко Оксана Петровна
с. Поломошное 2014 г.
Тема занятия. Знакомство с гласными звуками [а] и [ у].
Цель. Учить детей интонационному выделению звука [а] и [у] и выделять звуки из начала слова. Развивать произвольное внимание. познакомить с понятием «гласные звуки», угадывать звуки по их артикуляции,
Демонстрационный материал: презентация, картинки с изображением аиста, аквариума, ананаса, апельсина, автобуса, акула, улитки, удочки, утки, усов, удода.
Учебные пособия: Л.Е. Журова, М.И. Кузнецова «Азбука для дошкольников» Играем со звуками и словами № 1., Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова «Готовимся к школе» Пособие для будущих первоклассников.
Содержание занятия:
-Ребята, у нас сегодня гости! Покажите, как вы рады приходу гостей. (дети изображают удивление и радость). Молодцы!
- Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте и показывайте:
Как живёшь? - Вот так! (руки вытянуты вперёд, сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)
Как плывёшь? - Вот так! (имитация плавания)
Как бежишь? - Вот так! (бег на месте)
Вдаль глядишь? - Вот так! (ладошка «козырьком», повороты туловища вправо-влево)
Машешь вслед? - Вот так! (руки над головой, имитация прощания)
Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает щеку)
Ночью спишь? - Вот так! (ладошки под щекой)
А шалишь? - Вот так! (надуть щеки и сдуть, нажав пальцами на щеки)
А работаешь? - Вот так! (руки вытянуты вперёд, сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)
Молодцы!
- А теперь садитесь за парты.
- Ребята! Сегодня мы будем знакомится с гласными звуками [а] и [у].
- Кто знает, почему они гласные? (ответ детей) Молодцы!
- Гласные звуки и мы будем обозначать их красным цветом.
- Кто знает, почему они гласные? (ответ детей) Молодцы!
- Каждый гласный звук мы поем по-разному. (Слайд 1)
- Посмотрите внимательно, как мы произносим звук [а], как мы произносим звук [у].
- Послушайте рассказ. (Слайд 2)
Пошли девочки в лес за грибами. Разбрелись по лесу.
Одной девочки показалось, что она заблудилась.
Страшно ей стало. Стала она громко звать подружек:
«Ау – ау – ау!». Услышали ее подружки и прибежали к ней.
- Как девочка звала подружек?
- Произнесите слово ау и потяни в нем первый звук – звук [а]: а-а-ау.
- Эта клеточка – домик для звука звук [а].
- Произнесите слово ау и потяни в нем
звук [у]: ау-у-у.
- Эта клеточка – домик для звука звук [у].
- Послушайте, как звуки в слове идут друг за другом: аауу.
- Сначала произносим звук [а], потом звук - [у].
- Эти клеточки для звуков слова ау. Первая клеточка для звука [а], вторая – для звука [у]. Посмотрите, как я произношу слово: веду указкой под первой клеточкой от уголка и говорю: [а], веду указкой под второй клеточкой и говорю [у].
- Произнесите это слово с указкой самостоятельно.
- Теперь вы знаете, что в слове ау два звука: первый звук -[а], второй-[у].
Физминутка «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз- росой умылась,
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась-
Над водою закружилась.
Самостоятельная работа. (Слайд 3)
- Вам дана схема слова ау.
-Вы называете картинку, соединяете каждую
картинку, название которой начинаете со
звуком -[а], с клеточкой звука [а], а картинки,
название которых начинается со звуком -[у],
с клеточкой звука [у].
Игра «Кто больше?»
- Назовите слова со звуком [а] и [у]. За правильно названное слово каждый получит награду – фишку. По количеству набранных фишек определяется победитель.
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите- ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И тетрадочку берите.
Работа в тетради «Готовимся к школе» стр 14.
-Тетрадь открываем по закладке.
- Дети, исследуют страничку.
- Задание на слуховое восприятие.
- Определи и отметь , есть ли в названиях картинок заданный звук.
- Звук [а] и [у].
Работа со словами: (Слайд 4)
- Произнесите слово, выделив первый звук.
Игра «Доскажи словечко»
Он большой, как мяч футбольный,Если спелый – все довольны,Как приятен он на вкус,И зовут его (АРБУЗ)
Он плывёт по простыне,Как кораблик по волне.Он хозяйкам добрый другЭлектрический (УТЮГ)
Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей.И однажды бегемотаВытащил он из болота.Он известен, знаменит,Это доктор (АЙБОЛИТ)
Все ребята со двораМалярам кричат: (УРА!)
Чтоб тебя я повёз,Мне не нужен овёс.Накорми меня бензином,На копытца дай резины,И тогда, поднявши пыль,Побежит (АВТОМОБИЛЬ)
Вот пришла и осень,И придут метели.И с прощальным крикомПтицы (УЛЕТЕЛИ)
Итог занятия.
Молодцы! Сегодня на занятии мы говорили о гласных звуках. Вы справились со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Picture 515