«Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Цели урока:
Повторить знания, приобретенные на уроках русского языка и литературы.
Развивать творческие способности, сообразительность, находчивость, логическое мышление; Развивать русскую речь.
Воспитывать чувства товарищества, взаимоуважения;
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие в королевство великого, могучего властелина - Русский язык.
Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве. А поедем мы по владениям властелина Русского языка на веселых автобусах.
2. Составление графика. 1,2, 3 склонение
Слова: ночь, страна, работа, день, мышь, земля, здоровье, дочь, шкаф.
Проверяем работы.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Наш график – это и есть наш маршрутный лист, по которому мы совершим наше путешествие по станциям. В каждой станции содержатся задания. Та команда, которая будет справляться правильно с заданиями, приедет первой к финишу.
Составление кластера «Имя существительное» и «Нужные рисунки»
«Подбери пару»
«Угадай-ка».
«Грамматическая».
Физминутка.
«Спрятавшиеся слова».
«Кто в лесу живет?»
Эссе.
«Сказочная».

Ход урока:

Задания: Составление кластера «Имя существительное» и «Нужные рисунки».
«Подбери пару»

Даны существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Вы должны подобрать к существительному мужского рода парное существительное женского рода, например: ученик - ученица.
Отец -
 
мужчина -
 
дедушка-

Дядя -
 
сын -
 
брат-

Внук -
 
мальчик -
 
кот -

«Угадай-ка».
Отгадки записать в 2 столбика у себя в рабочих листах. Какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлённые?
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (месяц)
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег).
Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. (Собака)
Под кустами, под ёлками катится клубок с иголками. (Ёж)
По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух)
Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.(Книга)
«Грамматическая».
Учитель. Ребята, зачем нужно изучать грамматику? Послушайте отрывок из стихотворения про горе-грамотея.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет» «Закрой магАзин на обед» «хозяйка моет стаканЫ» «Секёт свеклу» «Пекёт блины» Портфель он «пОртфелем» зовёт.
Задание: правильно расставить ударение в выделенных словах.
– Надеюсь, что среди вас нет такого Пети. Вы любите и с удовольствием изучаете русский язык.

Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек, И направо. И ещё Через левое плечо. Поклонились влево, вправо Получается на славу!
«Спрятавшиеся слова».
Найдите спрятавшиеся слова. Распределите их в два столбика.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Кто в лесу живет?»
Конкурс «Кто в лесу живёт?»
– Какого зверя называют так:
Косой             колючий      косолапый Сохатый        рогатый        серый.
Эссе об озере. Авторский стул.
«Сказочная».

"Герои любимых сказок".

Растаявшая на костре внучка
Круглое хлебобулочное изделие, убежавшее от стариков.
Царевна, проживавшая в болоте, и поймавшая стрелу 3-го братца.
Красавица, потерявшая туфельку
Мужчина в полном рассвете сил, который живет на крыше.
Девочка, путешествовавшая по стране чудес