«РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Алексеенко Е.В.
Гончарова И.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г.Белгорода
Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся (нормальное физическое развитие, становление форм и функций организма, закаливание), но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. Поэтому физическое воспитание приобретает особенно важное значение в формировании привычек здорового образа жизни среди детей и подростков.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «здоровье» толкуется как правильная, нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье в таком толковании этого понятия лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. В настоящее время мы ведём постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Однако понимаем, что для массового оздоровления должны использоваться эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся детей и в то же время не нарушающих учебного процесса в школе. Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья.
В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому необходимо найти такие методы и формы обучения и воспитания, чтобы ребёнок получил полноценное образование.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дети вправе рассчитывать на то, что их способности найдут поддержку и понимание педагогов в поиске наилучшего использования их возможностей и способностей. Степень готовности ребёнка к школе определяется по медицинским и психофизиологическим критериям.
Вот такими пришли первоклассники в 1 класс: 14% - детей практически здоровы;
35-40% - имеют хронические заболевания; 50% - имеют функциональные отклонения
Обеспечить физическое, психическое и духовное здоровье младшего школьника сегодня – значит, обеспечить здоровье всего общества завтра. Здоровье зависит:
20% от окружающей среды; 20% от работы здравоохранения; 50% от образа жизни, 10% от наследственных заболеваний
Наша основная задача – воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развить интерес к различным формам целесообразного время провождения. И поэтому цели, которые мы поставили перед собой, сводятся к следующему:
1. Формирование ценностей здорового образа жизни, сохранения психофизического, репродуктивного здоровья.
2. Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим.
3. Поддержка и развитие интереса к знаниям.
Для осуществления этих целей мы применяем следующие методы: физическая зарядка ежедневно перед 1 уроком; спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение; физические паузы; спортивные праздники; уроки хореографии и ритмики; спортивные часы, прогулки в ГПД.
Чтобы снять статическое напряжение, вызванное учебной работой за партой согласно приказу Минздрава России от 6 августа 1999 г. № 309, в сентябре и октябре проводятся по 3 урока по 35 минут каждый. При проведении трёх уроков в день в течение двух месяцев четвёртые учебные часы планируются иначе, чем традиционные уроки. Эти 40 часов учебной нагрузки проводились так: 16 уроков физической культуры, 5 уроков по окружающему миру, 4 урока по изобразительному искусству, 7 уроков – игры и экскурсии по математике, 5 уроков театрализации по музыке т 3 урока игр по чтению.
Поскольку эти уроки, проводимые в форме уроков-игр, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.
Динамических паузах, которые мы проводим каждый день в течение 1 полугодия способствуют психологической разгрузке школьника в процессе обучения. Чаще всего они проводятся на свежем воздухе или в спортивном зале, имеют форму подвижных игр, праздников, соревнований, викторин.
Нужно помнить, что в центре всей работы – ученик, которого нужно научить противостоять негативному влиянию окружающей среды, вредным привычкам и учить формировать здоровый образ жизни через трудовое воспитание, физкультуру и спорт, помня о том, что каждый ребёнок – личность. Поэтому, обучение физкультуре должно служить целям гуманизации, духовного, интеллектуального и нравственного развития.
15