Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Имя существительное как часть речи».
Цели: систематизировать полученные учащимися в предыдущих классах знания об имени существительном как часть речи, совершенствовать умение распознавать существительные, определять его морфологические признаки, выяснять синтаксическую роль; развивать логическое мышление, устную и письменную речь; воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный урок (повторение изученного; обобщение и систематизация изученного).
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Ребятки, сегодня мы с вами отправляемся в поход по дорогам морфологии. Как поется в песне: «Мы прошли дорог немало, но огромен белый свет». Целью нашего похода будет проверка знаний, умений и навыков, полученных в прежние годы обучения.
Запишите тему урока в тетрадь – Имя существительное как часть речи.
Наша с вами задача:
1. Видеть, слышать, находить имена существительные.
2. Знать грамматические значения имени существительного.
3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.
2. Беседа с учащимися.
Перед тем как двинуться в путь, ответьте на несколько вопросов. Я задаю их для проверки вашей готовности начать движение.
- На какие две группы делятся части речи в русском языке? (самостоятельные и служебные)
- Почему одна из них называется самостоятельные?- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи?
- Как вы думаете, почему?
- А что такое имя существительное?
Теперь, чтобы подготовленными выйти в поход, нам необходимо собрать вещи. А поможет нам в этом словарный диктант.
3. Словарный диктант. Запишите в один столбик имена собственные, в другой – нарицательные.
Казахстан, море, здание, Алматы, горы, школа, Костя, Есиль, книга, соловей.
Докажите, что вами записаны имена существительные!
4. Заполнение таблицы.
Часть речи Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Начальная форма Морфологические признаки
постоянные непостоянные
Имя существительное предмет кто?
что? И.п.,
ед.ч. одуш. – неодуш. число
собств. падеж
нариц.
род, скл.
5. Работа с учебником.
Вещи собраны, уложены в рюкзаки. Мы занимаем места в автобусе. Путь долог. Чтобы его сократить, нужно выполнить упражнение на стр.85 №190.
Ломоносовская премия, магазин «Чайка», Пушкинское стихотворение, роман Марка Твена, Сатпаевские чтения, тетрадь Базырбек Даира, газета «Казахстанская правда», тетрадь Базырбек Алии, Грибоедовский вальс, Колина тетрадь, мамина сумка.
6. Автобус наш прибыл к месту назначения. Мы успешно преодолели путь и вышли на полянку. Ненадолго задержимся и выполним ряд заданий.
упр. 191. – ключ «Линия алфавита».
7. Наш привал закончен. Прогуляемся по берегу реки, посмотрим, что нас окружает.
- Вновь поиграем. «Подскажи словечко!»
парашют.
до потолка.
на терраске.
мышь.
из-за туч.
малыш.
за вход.
сквозь щелку.
доброй ночи.
в ладошку.
Определите у выписанных существительных род, число, падеж, склонение.
8. Идем дальше.
Вспоминаем синтаксическую роль имен существительных. (подлежащее, дополнение, обстоятельство) – Горит восток зарёю новой, уж на
равнинах, по холмам, грохочут пушки.
9. Прочитайте текст.
Путешественник, напрягая силы, прокладывает себе путь среди непроходимых лесных зарослей. Трудна дорога; на каждом шагу бесстрашного исследователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.
- Назовите существительное женского рода.
- Найдите существительное множественного числа.
- К какому склонению относится существительное ДОРОГА? ПУТЕШЕСТВЕННИК? ОПАСНОСТЬ?
Каким членом предложения является слово ПУТЬ? ДЕБРЕЙ?
10. Вот и закончилось наше путешествие. Мы с пользой провели время.
Что вы вспомнили об имени существительном?
А что узнали нового?
11. Домашнее задание: § 22 упр. 192.