Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное, как часть речи.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методические рекомендации
1. Этап мотивации
А) Организационный момент
Б) Планирование работы.
- Обратите внимание на доску, на ней вывешен план работы на сегодняшний урок. Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке? (на доске вывешен план, в котором с помощью условных обозначений определены методы и формы работы)
В) Чистописание.
Догадайтесь, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
В данных словах эта буква обозначает твёрдый согласный звук:
Весы, лес, соль. (Какая часть речи?)
Сс – дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква в данных словах.
[c] – согласный, твёрдый, глухой, парный.
Гимнастика “Пальчики”
Запишите, продолжив закономерность:
С // сс // С // ссс //
- Когда так говорят?
Слово не в* робей: выл *тит – не поймаешь.
Запишите правильно и красиво!
Г) Словарная работа
1). Игра “Путаница”
Расшифруйте словарные слова, запишите, выделите в них орфограммы:
Что в них общего?
Где лишнее слово?
гисапо
сапоги
кангста
стакан
версеный
северный (прил.)
цалисто
столица
басока
собака (одуш.)
2).
Что нужно взять с собой, когда идёте в гости?
Да, нужно не забыть взять с собой волшебные слова. Одно из них наше новое словарное слово. Догадайтесь, какое?
Маша слов знала немалоНо одно из них пропало,И оно-то, как на грех,Говорится чаще всех.Это слово ходит следомЗа подарком, за обедом,Это слово говорят, если вас благодарят
Как вы думаете, что обозначает слово “спасибо” ?
Из словаря: когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трёх слов: “Спаси тебя Бог”, как исполненное благодарности пожелание.
Запишите в тетрадь новое словарное слово, запомните его правописание.
Устно составьте предложение с этим словом.
Какие ещё волшебные слова вы знаете? Не забывайте их почаще употреблять в своей речи.
Эмоциональный настрой на работу – мотивационный компонент учебной деятельности.
Создание доброжелательной обстановки в классе.
Выслушав несколько ответов, предложить сказать о намеченных целях друг другу
Предварительное знакомство с целью и способами деятельности.
Развитие операционного компонента учебной деятельности.
Контроль за посадкой детей.
Здоровьесберегающая технология.
Д. сапоги, стакан, северный, столица, собака
Д.Эти слова словарные.
(спасибо)
Внутренняя позиция школьника. (Л)
Мотивация к учебной деятельности (Л)
Целеполагание (П)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Коммуникативность, принятие позиции партнёра (К)
Целеполагание (П)
Осознание детьми необходимости планирования предстоящей деятельности. Планирование учебного сотрудничества. (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения объектов. (П)
Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умение слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. (К)
(на доске: спаси бог – г убрать, остальное соединить)
2. Актуализация опорных знаний и умений.
В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить
Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)
Умение анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.(П)
Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, слушать и строить своё поведение с учётом позиций других людей.(К)
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.(Р)
Б) Постановка учебной задачи
- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?
- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?
- А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.
3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.
(слайд №7)
(имя существительное.)
-Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?
-Людей, животных.
-Неживые предметы, явления природы.
Участие в целеполагании как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.(Р)
Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)
Умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться. (К)
Поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, построение логической цепочки, рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.(П)
3.Открытие нового знания
У.Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодн
·яшнего урока?
У. Тема нашего урока «Имя существительное, как часть речи»
1.Работа по учебнику.
Откроем учебник с.
Прочитаем, что же мы с вами узнаем и с чем познакомимся
Имя существительное
Принимают учебную задачу (П)
(К)
Овладение основами культуры учебного труда.
2 ученика работают у доски:
Разделите слова на две группы. Существительные, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?
Берёза, петух, погрузка, мышь, чашка, щука, море, котёнок, самолёт, сова.
Объясните орфограммы.
КТО?
ЧТО?
Мышь
берёза
щука
погрузка
котёнок
чашка
петух
море
сова
самолёт.
Допишите самостоятельно в каждую группу по 2 слова.
Проверка.
Физкультминутка
Игра.
Если слово отвечает на вопрос кто? поднимите руки вверх, а если на вопрос что? руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.
Работа в группах
Д. Выполняют задание и отвечают на вопросы.
Д. Приставка – это часть слова, стоит перед корнем, служит для образования новых слов. (слайд 8)
Добавить в
Модель приставку
(знакомство с определением)
Знакомство с алгоритмом
Формирование самооценки и самоконтроля
Совершенствование навыков работы в группе.(К)
Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. (Л)
Овладение азами исследовательской деятельности
Развитие логического мышления
Учащиеся делают выводы
Выполнение действий по алгоритму. (Р)
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. (К)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. (П)
Развитие самооценки. Осознание значимости работы. (Л) (К)
Умение запоминать и удерживать правило. (Р)
4. Первичная проверка понимания.
Пословица: Газета для человека, что окно для дома.
Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.
Дом зелёный тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Это слово из словаря: горох.
Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.
(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинный, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)
Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.
Составьте предложение и, комментируя, запишите его.
Летом в огороде вырос сладкий горох.
1) Назвать существительные.
2) Подчеркнуть главные члены предложения.
3) Назвать словосочетания.
Физкульминутка для глаз (Слайд 11 )
Фронтальная работа помогает выявить уровень сформированности знаний
Д. Надо добавить приставку так, чтобы была завершённость действия. Разберём один пример.
Д. Дети выполняют самостоятельно, один у доски.
Д. Эти слова однокоренные.
Д. Они имеют общую часть - корень - беж - .
Д. Значение движения, перемещения.
Д. Нет
Д. Приставки.
Д. Это приставки за-, вы-, при-, пере-, от-.
Д. Перед корнем.
Д. Для образования новых слов.
Самостоятельная работа по образцу
Проверка с доски, взаимоконтроль
Учатся применять полученные знания
(П)
Умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использованием норм саморегуляции. (Р)
Построение логической цепи рассуждения, доказательство. (П)
Овладение учащимися способа профилактики нарушения зрения
5. Применение новых знаний.
У. Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная карточка
С. 155, упр. 1
Красная карточка
С. 155, упр. 2
Д. Выполняют работу самостоятельно.
Проверка фронтальная.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятсявий. (Р)
Развитие самоконтроля
Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей (Р)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. (П)
Принимают учебную задачу (П)
IV. Рефлексивно-оценочный этап
1. Итог урока.
У. Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос?
1. Прием «Кубик» Продолжите предложения
На гранях куба: приставка-это.., приставка стоит, приставка служит, обозначается, имеет, чтобы найти приставку.
Д. Несколько ребят по очереди кидают кубик и отвечают на вопросы.
Ориентация на понимание причин успеха (Л)
Самооценка на основе критерия успешности (Л)
2.Рефлексия
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
Рефлексивно –оценочный этап. Создание ситуации успеха. Анализ и оценка учебной деятельности.
Развитие самооценки. Осознание значимости работы. (Л) (К)
3.Домашнее заданиеучебник с.155, правило
На выбор:
1.Стр. 155, упр. 4
2.Попробуйте сочинить сказку об имени существительном (3-4 предложения).
Дифференцированное задание по степени творчества и уровню сложности, ситуация выбора.
Дети выбирают задание по желанию, развивается творческое воображение. (П)
Picture 3Picture 415