Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения 4 класс специального (коррекционного) обучения 8 вида
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
по учебным предметам
для индивидуального обучения по специальной(адаптированной) коррекционной программе 8 вида
для 4 класса
ВВЕДЕНИЕ
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
Данные рабочие программы разработаны на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочие программы обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2012 учебном году».Настоящие программы будут реализованы в условиях индивидуально-урочной системы обучения.
Программы составлены с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода.
Письмо и развитие речи– 2ч
Математика – 2ч
Чтение и развитие речи– 2ч
Трудовое обучение – 0,5ч
Изобразительное искусство – 0,5ч
Учебники:
Русский язык - Москва, «Просвещение», 2007гАвторы: А.К.Аксенова, Э.В.Якубовская
Чтение - Москва, «Просвещение», 2002 Авторы: З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева
Математика - Москва, «Просвещение», 2001 Автор: В.В.ЭкРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению
для 4 класса
на 2011 – 2012 уч.г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2011.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной, Л.В.Матвеевой - Луневой «Чтение». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. – М., «Просвещение»,2013.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1. Развивать навык правильного, сознательного и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению. 3. Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяУчащийся должен уметь:
· осознанно и правильно читать текст вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя;
· отвечать на вопросы по прочитанному;
· высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
· пересказывать содержание прочитанного;
Учащийся должны знать: наизусть 3—5 стихотворений.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Содержание программы
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГООтветы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.Подведение учащегося к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с собственным опытом и с содержанием другого знакомого текста.Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Список дополнительной литературы
1. Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1 кл., М., 2005.
2. Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
3. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.
4. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.; Вако, 2007.
5. Обучение учащихся I – IVклассов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
6. Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2003.
7. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976
8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема урока Дата проведения Корректировка1
2 «Тяп-ляп» И.Дик. Чтение и анализ 01.09.15.
3.09.15. 3 Пересказ текста «Тяп-ляп» И. Дика8.09.15. 4 «Есть ли время для задачек?» И.Молчанов – Сибирский. Чтение и анализ 10.09.15. 5 «Могут даже у ребят…» С. Михалков. Чтение и анализ 15.09.15. 6 Листьям – время опадать. Загадки про осень 17.09.15. 7 «Осень» К.Бальмонт. Чтение и анализ 22.09.15. 8
9 «Золотая осень у тихих дорог» по А. Баркову. Чтение и анализ 24.09.15.
29.09.15. 10
11 «Посмотри, как день прекрасен!» И. Мазнин. Чтение и анализ 1.10.15.
6.10.15. 12
13 «Первый снег» по К. Паустовскому 8.10.15.
13.10.15. 14 «Овечка и волк» украинская сказка. Чтение и анализ 15.10.15. 15 «Уж как я ль мою коровушку люблю…». Знакомство с русскими потешками20.10.15. 16 «Пошел котик по дорожке…». Знакомство с русскими потешками22.10.15. 17 «Козёл». Русская народная песенка 27.10.15. 18 «Кошкин питомец» В.Бианки. Чтение и анализ 29.10.15. 19
20 «Верблюжья варежка» по Г.Снегиреву. Чтение и анализ 10.11.15.
12.11.15. 21
22 «Воробей» Н.Рубцов. Чтение и анализ. Разучивание и чтение наизусть. 17.11.15.
19.11.15. 23
24 «Внезапное открытие» по А.Баркову. Чтение и анализ 24.11.15.
26.11.15. 25 «Что ты тискаешь утенка?» Саша Черный. Чтение и анализ 1.12.15. 26 «Плохая привычка» С.Махотин. Чтение и анализ 3.12.15. 27 Загадки про птиц. 8.12.15. 28 «Первый снег» И.Бунин. Чтение и анализ 10.12.15. 29
30
31 «Неприятностей не оберёшься» по Р. Погодину. Чтение и анализ 15.12.15.
17.12.15.
22.12.15. 32
33 «Здравствуй, Зимушка-зима!» Г.Ладонщиков. Чтение и анализ. Разучивание и чтение наизусть. 24.12.15.
29.12.15. 34
35 «Зимняя ночь» И.Соколов –Микитов. Чтение и анализ. 12.01.16.
14.01.16. 36 «Снегири и коты» по Ю.Ковалю. Чтение и анализ. 19.01.16. 37
38
39 «Три арбузных семечка» таджикская сказка. Чтение и анализ. Пересказ сказки. 21.01.16.
26.01.16.
28.01.16. 40
41 «Дочка пекаря» английская сказка. Чтение и анализ.
Пересказ сказки 2.02.16.
4.02.16. 42 Трудолюбие – это клад. Русские потешки на тему. Чтение и анализ. 9.02.16. 43
44 «Колосок» украинская сказка. Чтение и анализ. 11.02.16.
16.02.16. 45 «Сказка про двух лодырей» С.Маршак. Чтение и анализ. 18.02.16. 46
47 «Хитрый коврик» по Е.Пермяку. Чтение и анализ. 23.02.16.
25.02.16. 48 «Любимое время года» Г.Скребицкий. Чтение и анализ. 1.03.16. 49
50 «Солнце – тепло» по Л.Толстому. Чтение и анализ. 3.03.16.
10.03.16. 51 «Разговор деревьев» М.Пришвин. Чтение и анализ. 15.03.16. 52
53 «Тихо-тихо» А.Седугин. Чтение и анализ. 17.03.16.
22.03.16. 54 «Песенка о бабушкиных ладонях» Н.Голь, Г.Григорьев. Чтение и анализ. 24.03.16. 55 «Весенняя гроза» А.Барто. Чтение и анализ. 29.03.16. 56
57 «Наше отечество» К.Ушинский. Чтение и анализ. 5.04.16.
7.04.16. 58 «Твоя родина» А.Матутис. Чтение и анализ. 12.04.16. 59 «Пример аккуратности» В.Азбукин. Чтение и анализ. 14.04.16. 60
61 «Случай с кошельком» Е.Пермяк. Чтение и анализ. 19.04.16.
21.04.16. 62
63 «Хорошее» В.Осеева. Чтение и анализ. 26.04.16.
28.04.16. 64
65 «Жук на ниточке» Э.Шим. Чтение и анализ. 3.05.16.
5.05.16. 66 «В лесу» Т.Шорыгина. Чтение и анализ. 10.05.16. 67
68 «Какая бывает роса на траве» Л.Толстой. Чтение и анализ. 12.05.16.
17.05.16. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 4 класса
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. М., «Просвещение», 2002г.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
1. Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
2. Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
3. Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
4. Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
5. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико-фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяУчащиеся должны уметь:составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;анализировать слова по звуковому составу;различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;списывать текст целыми словами;писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.Учащиеся должны знать:алфавит.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).Разделительный ъ.Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;5-я группа — э, х, ж, к;письмо заглавных букв:1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.Выборочное списывание по указанию учителя.Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).Повторение пройденного за год.
Список дополнительной литературы
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.
5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.
6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
7. Обучение учащихся I – IVклассов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.
10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980
11. 350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.
Русский язык
№ п/п Тема урока Дата проведения Корректировка
1 Повторение о предложении 1.09.15. 2
3 Практическое занятие (построение предложений) 3.09.15.
8.09.15. 4 Заканчивание предложений 10.09.15. 5 Восстановление нарушенного порядка слов в предложении 15.09.15.
6
7 Алфавит 17.09.15.
22.09.15. 8
9 Гласные и согласные звуки и буквы 24.09.15.
29.09.15. 10
11
13 Гласные буквы «е, ё, и, э, ю, я» 1.10.15.
6.10.15.
8.10.15. 14
15 Ударение в слове 13.10.15.
15.10.15. 16 Слог как часть слова 20.10.15. 17
18 Перенос слов при письме 22.10.15.
27.10.15. 19
20 Твердые и мягкие согласные 29.10.15.
10.11.15. 21 Мягкий знак (ь) на конце слова 12.11.15. 22 Мягкий знак (ь) в середине слова 17.11.15. 23 Контрольное списывание 19.11.15. 24
25 Гласные после шипящих 24.11.15.
26.11.15. 26 Правописание жи, ши1.12.15. 27 Правописание ча-ща, чу-щу3.12.15. 28 Тренировочные упражнения 8.12.15. 29 Парные звонкие и глухие согласные 10.12.15. 30 Звонкие и глухие согласные на конце слова 15.12.15. 31
32 Разделительный мягкий знак (ь) 17.12.15.
22.12.15. 33 Повторение изученного материала, контрольное списывание 24.12.15. 34 Названия предметов 29.12.15. 35 Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? (одушевленные/неодушевленные) 12.01.16. 36 Единственное и множественное число при наименовании предметов 14.01.16. 37 Имена собственные 19.01.16. 38 Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц 21.01.16. 39 Знание своего домашнего адреса 26.01.16. 40 Повторение изученного материала 28.01.16. 41 Названия действий 2.02.16. 42 Слова, отвечающие на вопросы: что сделал? Что сделает? 4.02.16 43 Составление рассказа по картинке 9.02.16. 44 Тренировочные упражнения 11.02.16. 45 Названия признаков 18.02.16. 46 Нахождение слов, обозначающих признаки в тексте 25.02.16. 47 Подбор и название ряда признаков данного предмета 1.03.16. 48 Определение предмета по ряду признаков 3.03.16. 49 Сравнение предметов по их признакам 10.03.16. 50
51 Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающими предмет 15.03.16.
17.03.16. 52 Тренировочные упражнения 22.03.16. 53 Составление рассказа по картинкам 24.03.16. 54 Предлоги 29.03.16. 55
56 Умение находить предлоги в предложении 5.04.16.
7.04.16. 57 Раздельное написание предлогов с другими словами 12.04.16. 58 Тренировочные упражнения 14.04.16. 59 Повторение сведений о предложении 19.04.16. 60
61 Согласование слов в предложении 21.04.16.
26.04.16. 62 Порядок слов в предложении 28.04.16. 63 Тренировочные упражнения 3.05.16. 64 Составление предложений на заданную тему 5.05.16. 65 Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию текста 10.05.16. 66 Составление рассказа по картинкам 12.05.16. 67
68 Повторение изученного материала 17.05.16.
19.05.16. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 4 класса
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы М.Н.Перовой и В.В.Эк «Математика» – М.; Просвещение, 2011.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник В.В. Эк «Математика». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2013.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
2. Научить читать и записывать числа до 20.
3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные требования к знаниям и умениям обучающегосяУчащийся должен знать:
· числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
· таблицы умножения и деления чисел в пределах 20;
· порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
· единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
· порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащийся должен уметь:
· считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 20;
· откладывать на счетах любые числа в пределах 20;
· складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
· использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
· различать числа, полученные при счете и измерении;
· записывать числа, полученные при измерении мерами;
· определять время по часам;
· находить точку пересечения линий;
· чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Программа рассчитана на 68 часа, по 2 часа в неделю.
Содержание программы
Нумерация чисел в пределах 20. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Числа четные и нечетные.Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.Таблица умножения числа 2.Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Соотношение: 1 р. = 100 к.Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м, 1 см.Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник.
Календарно-тематическое планирование
по математике
№ п/п Тема урока Дата проведения Корректировка
1 Повторение. Первый десяток 1.09.15. 2 Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел 3.09.15. 3 Нумерация 8.09.15. 4 Числа четные и нечетные 10.09.15. 5 Числовой ряд второго десятка 15.09.15. 6 Соседи чисел второго десятка 17.09.15. 7 Однозначные и двузначные числа 22.09.15. 8 Нумерация чисел в пределах 100 24.09.15. 9
10 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток 29.09.15.
1.10.15. 11
12 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток 6.10.15.
8.10.15. 13 Сложение. Прибавление числа 9 13.10.15. 14 Сложение. Прибавление числа 8 15.10.15. 15 Сложение. Прибавление числа 7 20.10.15. 16 Сложение. Прибавление чисел 6,5 22.10.15. 17 Сложение. Прибавление чисел 4,3,2 27.10.15. 18 Повторение изученного материала 29.10.15. 19 Вычитание. Вычитание числа 9 10.11.15. 20 Вычитание. Вычитание числа 8 12.11.15. 21 Вычитание. Вычитание числа 7 17.11.15. 22 Вычитание. Вычитание числа 6,5 19.11.15. 23 Вычитание. Вычитание числа 4,3,2 24.11.15. 24 Повторение изученного материала 26.11.15. 25 Знак умножения 1.12.15. 26 Запись и чтение действия умножения 3.12.15. 27 Название компонентов и результата умножения 8.12.15. 28 Умножение. Таблица умножения числа 2 10.12.15. 29 Деление на равные части 15.12.15. 30 Арифметическое действие – деление 17.12.15. 31 Знак деления 22.12.15. 32 Чтение действия деления 24.12.15. 33
34 Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей 29.12.15.
12.01.16. 35 Таблица деления на 2 14.01.16. 36 Единица длины – метр 19.01.16. 37 Соотношение: 1м=10дм 21.01.16. 38 Соотношение: 1м=100см 26.01.16. 39 Меры времени: 1 час, 1 сутки 28.01.16. 40 Соотношение: 1ч=60мин, 1сут=24ч 2.02.16. 41 Меры времени: 1 год, 1 месяц 4.02.16. 42 Соотношение: 1мес=30 или 31сут, 1год=12мес 9.02.16. 43 Порядок месяцев. Календарь. 11.02.16. 44 Меры времени: 1 час, 1 минута, 1 секунда 16.02.16. 45
46 Определение времени по часам 18.02.16.
25.02.16. 47 Построение отрезка 1.03.16. 48 Пересечение линий. Точка пересечения 3.03.16. 49 Окружность, круг. Понятие о радиусе, центре. 10.03.16. 50 Построение окружности 15.03.16. 51 Углы, их виды 17.03.16. 52 Многоугольники 22.03.16. 53 Тренировочные упражнения 24.03.16. 54 Сложение и вычитание круглых десятков 29.03.16. 55
56 Числовой ряд от 1 до 100 5.04.16.
7.04.16. 57 Единица емкости – литр 12.04.16. 58 Единица массы – килограмм 14.04.16. 59 Сложение и вычитание чисел при измерении 19.04.16. 60 Единица стоимости – рубль 21.04.16. 61 Соотношения: 1р=100к 26.04.16. 62
63 Тренировочные упражнения 28.04.16.
3.05.16. 64 Понятие разряда 5.05.16. 65 Разрядная таблица 10.05.16. 66 Тренировочные упражнения 12.05.16. 67
68 Повторение изученного материала 17.05.16.
19.05.16 Список литературы
1. Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно-методическое пособие. – М., 2006.
2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993.
3. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
4. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004.
5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
6. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида.: Учебник для ВУЗов. 4-е изд., перераб.- М.: ВЛАДОС, 1999.
9. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.
11. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«развитие речи»
для 4 класса
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2011.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Н.Б.Матвеевой, М.А.Поповой, Т.О.Куртовой «Живой мир» 3 класс –М.: Просвещение, 2014
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
· формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
· расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
· обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
· обогащать словарный запас
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· совершенствование связной речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащийся должен уметь:
· называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
· активно участвовать в беседе;
· связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
· выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на приусадебном участке, по уборке урожая;
· соблюдать правила личной гигиены;
· соблюдать правила дорожного движения.
Учащийся должен знать:
· названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
· правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Содержание программы
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.Улица, на которой мы живём. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Домашний адрес. Транспорт. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Животные. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «живой мир»
№ п/п Тема урока Дата проведения Корректировка
1 Летние каникулы. ПДД 1.09.15. 2 Улицы нашего города 8.09.15. 3 Времена года. Осень 15.09.15. 4 Растения и животные осенью 22.09.15. 5 Занятия людей осенью 29.09.15. 6 Зима. Зимние месяцы. 6.10.15. 7 Растения и животные зимой 13.10.15. 8 Занятия людей зимой 20.10.15. 9 Весна. Весенние месяцы 27.10.15. 10 Растения и животные весной 10.11.15. 11 Занятия людей весной 17.11.15. 12 Лето. Летние месяцы 24.11.15. 13 Растения и животные летом 1.12.15. 14 Занятия людей летом 8.12.15. 15 Солнце в разные времена года 15.12.15. 16 Восход и закат солнца 22.12.15. 17 Календарь 29.12.15. 18 Воздух. Значение воздуха. Термометр 12.01.16. 19 Ветер. Направления ветра. 19.01.16. 20 Растения. Части растений 26.01.16. 21 Растения сада. 2.02.16. 22 Лес. Плоды и семена 9.02.16. 23 Лес. Грибы 16.02.16. 24 Травы 1.03.16. 25 Животные. Дикие животные 15.03.16. 26 Домашние животные 22.03.16. 27 Птицы. Строение тела. Перелетные птицы 29.03.16. 28 Зимующие птицы. Хищные птицы 5.04.16. 29 Человек. Дыхание человека 12.04.16. 30 Профилактика простудных заболеваний 19.04.16. 31 Кровь. Сердце. Пульс 26.04.16. 32 Окружающая среда и здоровье человека 3.05.16. 33 Питание человека 10.05.16. 34 Безопасность человека. Дорожные знаки 17.05.16. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«трудовое обучение»
для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Целью данной программы является:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда.
С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году».Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2013.
- Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и родителей.С- Пб.: Просвещение. 2013.
Программа составлена с учетом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося.
В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Рабочая программа рассчитана на 34 занятия в год ( 0,5 часа в неделю).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление елочных игрушек.
Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании скартоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам илинейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- технические термины;
-основные приемы работы с различными материалами;
- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;
- санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Дополнительная литература:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «занимательный труд»
№ п/п Тема урока Дата проведения Корректировка
1 Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда 3.09.15. 2 Сбор природного материала 17.09.15. 3 Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев (птица) 1.10.15. 4 Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов (воробьи на ветках) 15.10.15. 5 Работа с бумагой и картоном. Аппликация «машина» 29.10.15. 6 Приемы работы с пластилином. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы 19.11.15. 7 Работа с металлоконструктором. Соединение планок винтом и гайками. 3.12.15. 8 Работа с бумагой и картоном. «Складная гирлянда» 17.12.15. 9 Изготовление карнавальных головных уборов 14.01.16. 10 Виды ручных стежков и строчек. Строчка прямыми стежками 28.01.16. 11 Технология аппликации из крупы 11.02.16. 12 Объемные изделия из картона. Изготовление открытых робок из тонкого картонако25.02.16. 13 Технология изготовления коробки с бортами, соединенными встык 10.03.16. 14
15 Работа с текстильными материалами. Строчка прямого стежка в два приема 24.03.16.
14.04.16. 16 Пришивание вешалки 28.04.16. 17 Аппликация «Весенний лес» 12.05.16. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
4. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Цельюданной программы является:
· оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
· способствовать формированию личности ребенка;
· воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу изобразительному искусству включенызнания в области искусства- практика художественного ремесла и художественного творчества:
· овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
· освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
· развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
· формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
· развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 занятия в год ( 0,5 часа в неделю).
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
На подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у ребят эстетического вкуса.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунках так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на тему являются изображения явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставится простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, нужно сосредоточить свои усилия на формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художетсвенно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репротудкий художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В основном работа идет над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время беседы об искусстве нужно работать над обогащением словаря и развитием речи детей, над коррекцией недостатков произношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хрупкого «Цветы и плоды» или др.
Рисование узора в полосе из веток с листочками. Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка вишневого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан. «Золотая осень», В. Поленов. «Золотая осень»).Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3—4 флажка на одном листе).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры игрушечного домика.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка — готовая форма).
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская зима» или др.).Рисование на тему «Нарядная елка».
II полугодие
Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги — готовая форма). Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Елка зимой в лесу».
Рисование с натуры молотка. Рисование с натуры несложного по форме инструмента (например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).
Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры игрушки-вертолета (изготавливается из картона).
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Беседа по картинам о весне (И. Левитан. «Март», А. Саврасов. «Грачи прилетели», Т. Яблонская. «Весна» и др.). Рисование с натуры весенней веточки. Рисование на тему «Деревья весной».
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат — готовая форма).
Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи. «Березовая роща», А. Пластов. «Сенокос» или др.).Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Дополнительная литература:
- И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
- И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
- Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
- В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.
Календарно- тематическое планирование по предмету
изобразительное искусство
№ п/пТема урока Дата проведения Корректировка
1 Рисование в полосе узора из листьев 10.09.15. 2 Рисование с натуры ветки дерева 24.09.15. 3 Рисование на тему: «Парк осенью» 8.10.15. 4 Рисование с натуры игрушечного домика 22.10.15. 5 Рисование будильника круглой формы 12.11.15. 6 Декоративное двухцветного мяча 26.11.15. 7 Рисование узора в полосе 10.12.15. 8 Рисование на тему: «Елка зимой» 24.12.15. 9 Рисование с натуры «Шпатель» 21.01.16. 10 Рисование с натуры теннисной ракетки 4.02.16. 11 Орнамент из квадратов 18.02.16. 12 Рисование строительных материалов 3.03.16. 13 Рисование с натуры игрушки вертолета 17.03.16. 14 Рисование с натуры игрушки вертолета 7.04.16. 15 Рисование узора из растительных форм 21.04.16. 16 Декоративное рисование 5.05.16. 17 Рисование с натуры цветов 19.05.16.