Разработка мастер-класса Эйдетика в начальной школе


Разработка мастер – класса
для педагогического сообщества (учителей начальных классов)
Подготовила: Карась В. А.,
Учитель начальных классов,
Специалист 2 категории
МОУ «Школа № 78 г. Донецка»
«Эйдетика в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе.
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – классаОрганизационный момент
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
Слайд 2. Меня зовут Карась Виктория Александровна. Работаю я учителем начальных классов в МОУ «Школа № 78 г. Донецка». Специалист 2 категории. Педагогический стаж – 7 лет.
2 .Мотивация к мастер-классу.
Слайд 3. Тема над которой мы сегодня работаем «Эйдетика в начальной школе».
Слайд 4. «Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует» (Александр Суворов).
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями.
Слайд 5. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования – воздействие информационного стресса на здоровье детей.
Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию.
Работа по теме.
Слайд 6. Система эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может запоминать материал намного быстрее и качественнее.
Слайд 7. Эйдетизм - это одна из разновидностей образной памяти, которая запоминает яркие, наглядные образы, а затем с лёгкостью воспроизводит их.
К сожалению, в традиционной школе изучение материала опирается на механическую память и логическое мышление, которые в младшем школьном возрасте ещё требуют развития и усовершенствования.
Посудите сами, заучивание таблицы умножения и правил, к которым в средней школе добавляется ещё и огромное количество дат, формул и схем, фраз иностранного языка.
Все просто не реально запомнить сразу, а ведь нужно… Подобный процесс обучения противоречит процессу развития мозга, который заложен природой.
Такое обучение часто становится причиной психологического дискомфорта и стрессов, которые негативно отражаются на учёбе и самочувствии.
Слайд 8. Специалисты уверены, что методика, которая учитывает особенности развития ребёнка — одна из основных причин высокой успеваемости в школе.
Такой методикой считается эйдетика.
Слайд 9. Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость, гибкость, оригинальность.
Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания.
Слайд 10. Основные принципы данной методики основаны на:
необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месту, может передвигаться по классу свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);
постоянное переключение внимания ребенка (с одного предмета или явления на другое, что помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);
мысленной и зрительной прорисовки любого предмета, явления;
использование техники запоминания точной информации (мнемотехники).
Атмосфера во время занятий должна быть непринужденной, веселой. Если учтены все требования, то использование этой уникальной методики обязательно отразится на развитии памяти школьника, его внимательности и мышлении. Ребенок получит удовольствие от занятий, а учебный материал усвоится быстрее.
И мы непосредственно переходим к самим методам эйдетики, которые можно применить в начальной школе.
Метод зрительной прорисовки. Слайд 11.
Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.
Метод мысленной прорисовки. Слайд 12.
Например, предложите ребенку мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно добиться отличных результатов.
Метод Цицерона (римская комната). Слайд 13.
Например, рассмотрим, как можно легко запомнить список следующих элементов: велосипед, рюкзак, бутылка, пластилин.
Эти элементы будут размещены последовательно в соответствии со схемой дома. Начнем мы с коридора. Необходимо использовать нестандартные связи, чтобы его воспроизведение не составило труда даже спустя долгое время.
Предлагаю всем закрыть глаза и проявить свое воображение.
Велосипед размещаем на вешалке возле двери, причем находится он в перевернутом положении (такая ассоциация легко отложится в нашей голове). Далее идет рюкзак, который весит на двери, а из него выглядывает кот. В бутылку мы ставим цветок подсолнуха и размещаем его на тумбочке. Зеркало, расположенное в прихожей, полностью заклеиваем пластилином (тем самым создавая нестандартную ассоциацию и фиксируя последний ключевой элемент в нашем списке).
Таким образом, у нас получился довольно необычный ассоциативный ряд, который мы легко сможем восстановить в голове
(Поэтапное появление картинок на слайде, соответствующих цепочке заданных слов)
Система эйдетики не сможет выполнять собственные функции без ассоциаций и акровербальной техники.
При этом ассоциации осуществляются с помощью цепного метода и создания зрительных ассоциативных образов.
Слайд 14.Основные инструменты эйдетики:
Цепной метод
Метод создания зрительных образов
Слайд 15. Основные инструменты эйдетики:
Акровербальный метод
Например, работа над словарными словами. Слово осина (В дупле живут осы. Ослик жевал листья осины). Слово метро (В метро живут метры. В метро спускаются козы и блеют «мееее»).
Слайд 16. Основные инструменты эйдетики:
Метод мест.
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 17. Таким образом, основные инструменты эйдетики помогают развивать у ребенка:
образное мышление, фантазию, зрительную память;
познавательную активность и креативные способности;
речевые центры;
уверенность в собственных силах;
инициативность;
работоспособность.
Слайд 18. Методы эйдетики построены по формуле:
воображение + положительные эмоции = усвоенный материалСистема эйдетики основывается на таких принципах:
занятия проходят в непринужденной и веселой атмосфере;
дидактический материал отличается доступностью;
содержание занятия должно соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Эйдетика является уникальной методикой для развития памяти, внимания и улучшения мышления человека.
С ее помощью можно помочь крохе легко и оперативно запоминать школьный материал, получая от данного процесса удовольствие.
Слайд 19. Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.
Слайд 20. Рефлексия «Впечатление».
Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от мастера класса. Спасибо за внимание!
(участникам раздаются карточки, где они должны отметит свое впечатление от проведенного мастер-класса)