Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. (10 класс)
Главные члены предложения Способы выражения подлежащего
Обучающая: обобщить и закрепить знания обучающихся о главных членах предложения, закрепить навыки определения способов выражения подлежащего.Развивающая: развивать логическое и критическое мышление через чтение и письмо; выработать орфографическую зоркость; учить последовательно и правильно излагать свои мысли через ответы и задания; совершенствовать навыки самостоятельной работы.Воспитательная: способствовать уважению общечеловеческих ценностей, формировать стремление к речевому самосовершенствованию. Тип урока: комбинированный.Методы урока: мозговой штурм, частично-поисковый, исследовательский, информационно – развивающий, практический. Цели урока:
Межпредметная связь: Организация гостиничного хозяйства. Тема: «Гостеприимство «секретный элемент» обслуживания и главный принцип получения прибыли» 2) Русская литература. Тема: «Поэзия серебряного века» 3) Английский язык. «Topic Kazakhstan» 4) Казахский язык .«Сөз таптары», «Сөйлем мүшелері»Прогнозируемые результаты: обучающиеся оперируют основными понятиями раздела «Синтаксис», используют соответствующие термины; различают в предложении главные члены предложения; опознают подлежащее, выраженное разными частями речи; конструируют и употребляют в речи предложения, в которых подлежащее выражены разными частями речи; соблюдают основные синтаксические нормы русского литературного языка.
Психологический настройПесенка поросенка Фунтика
Уметь слушать;Работать активно, дружно, эффективно;Уважать друг друга;Не отвлекаться и не отвлекать других;Стараться выполнить все задания;Отвечать ясно и четко;Уметь быть благодарным.Правила поведения на уроке:
Игра “Крестики-нолики” 1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически. 2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения называется фонетика. 3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 4. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. 5. Предложение характеризуется интонационной законченностью. 6. В словосочетаниях различают два способа подчинительной связи.Актуализация пройденного материала.123456 Х 00 ХХ 0
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_yppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
Проверка домашнего задания. Флипчарт «Распредели словосочетания»СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕПРИМЫКАНИЕРазные обычаи, обычаи народов, лучшее угощение, добрый друг, выходят навстречу, встреча гостей, ломится от еды, мирный отдых, ждёт почёт, встречают дружно, готовят вкусно, несут торжественно.
Красною кистью рябина зажглась.(М.Цветаева) Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С. Есенин) Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез. (О. Мандельштам) Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его , друг, прочти.(А.Ахматова) Девушка пела в церковном хоре. (А. Блок) Свеча горела на столе , свеча горела. ( Б. Пастернак) «Определение проблемы»ФазаНайдите грамматическую основу каждого предложения.
Ассоциации к слову «существительное». Составление кластера.Существи-тельное собственные нарицательные одушевлённые неодушевлённые кто? что? предмет число род падежи подлежащееppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
ppt_xppt_yppt_yppt_yppt_y
Деление на команды. Работа в роли исследователей.Работа с текстами (конверты с заданиями двух цветов) Прошу вас самоопределиться и занять место в группе.У нас есть 2 группы исследователей. Ваша задача: поработать стекстом, выполнить задания, заполнить таблицу.Фаза «Решение проблемы» ЧислительноеМестоимениеГлаголПрилагательноеПричастиеСловосочетаниеПодлежащее
Лешка обошел вокруг собора в поисках входа, с удовольствием вдыхая запах свежесрубленного дерева, но внутрь попасть не смог – двери были закрыты. Тогда, протиснувшись сквозь доски, он приник к окну. – Эй, парень, ты чего здесь лазаешь? – неожиданно раздался чей-то голос у него за спиной. – Да я дяденька просто смотрю, – Лешка обернулся и увидел бородатого старика. – Просто смотрю, – передразнил его старик, – а ты приходи лучше помогать. Видишь, работы у нас невпроворот. – Я, дяденька, живу на вокзале, в вагоне. – Понятно, бездомный. Есть хочешь? – Хочу. – Тогда, садись, – старик достал из сумки пластиковые контейнеры и расставил их на свежеструганном бревне, – меня, кстати, Андреем Петровичем зовут. – А меня Лешка, – с набитым ртом сказал мальчик. – Да ты, Алексей, похоже, три дня не ел. Я даже молитву не успел прочитать, а ты уже лопать начал. – Я, дяденька, вчера ел. Просто у меня аппетит хороший, и бутерброд вкусный, – засмеялся Лешка. Второй взял нарочито медленно. Мгновенно его проглотив, он потянулся за следующим. – А зачем молитву перед едой читать? Что, еда от этого вкуснее будет? – Конечно.Мальчик от удивления даже перестал жевать. – Я пошутил. Молитву читают, чтобы Господь благословил пищу, которую он нам дает. А после трапезы надо Бога поблагодарить. – Мне еду никто не дает. Я сам ее достаю. Либо покупаю, либо… – Лешка запнулся, – беру. Поэтому мне благодарить некого. – Да, брат, духовно безграмотный ты человек. Придется взять тебя на поруки. Старик погладил ребенка по голове и почувствовал, как тот замер под его ладонью. Сидевшие на бревне задумались. «Да ведь он совсем ласки не знает», – сердце Андрея Петровича сжалось от боли. Он осторожно притянул его к себе и обнял. Неожиданно для себя Лешка обхватил его руками и уткнулся в грудь. «Может, это мой дедушка», – мелькнула мысль. И тут же отозвался на нее Андрей Петрович.Текст № 1
Задания к тексту № 1:Прочитайте текст. Озаглавьте.Определите основную мысль текста.Данные словосочетания переведите на английский язык: запах дерева, добрые глаза .Выделенное предложение переведите на казахский язык.Найдите в предложениях подлежащее, выраженное разными частями речи. Существи -тельноеЧислительноеМестоимениеГлаголПрилага -тельноеПричастиеСловосочетаниеПодлежащее
Быстрей бы дед Андрей поправился, – думал Лешка, ловко перепрыгивая через обледенелые шпалы, – это был бы для меня самый лучший подарок. Даже лучше мобильника, который обещал мне подарить дядя Сережа».Подарки Лешке дарили не часто, точнее, единственный раз – пять лет назад, когда родители впервые отметили его день рождения. Игрушками они сына не баловали, все деньги уходили на водку и немудреную закуску.И что было совсем удивительно, отец, пребывающий в редком для него добром расположении духа, принес ядовито-зеленого зайца, который, несмотря на редкий окрас, стал Лешке самым близким другом.Он назвал зайца Лягушонком и никогда с ним не расставался: гулял с ним, спал, прятался под столом от страшного пьяного отцовского взгляда. Жаловался зеленому другу на голод, холод и жестокие побои, а в семь лет поделился заветной мечтой – сбежать из дома. Лешка был уверен, что готов к взрослой жизни. Малый был смышленый и физически сильный.К побегу из дома Лешка готовился тщательно. Загодя он начал сушить сухари и копить деньги, которые потихоньку таскал у родителей и их собутыльников. Три тысячи хранились под деревом во дворе. Наступила весна, появилась первая нежная зелень, день стал длиннее. Однажды, вернувшись с улицы в квартиру, наполненную протухшими запахами, Лешка каждой своей клеточкой ощутил царящую вокруг мерзость и решил, что пришло время побега. Он вынул из-за шкафа мешок с сухарями, сунул в него потрепанного Лягушонка и вышел на улицу. Окружающие не обращали на него внимания. Оставалось достать накопленные деньги. Поглядывая по сторонам, мальчик сноровисто разрывал руками землю, как вдруг его ладонь на что-то наткнулась. Это был старый нательный крестик. Мальчик очистил его от налипшей грязи и, с трудом разобрав затертые буквы, прочитал вслух: «Спаси и сохрани».Лешку окатила волна жалости – крестик его просил спасти и сохранить! «Куда мне тебя деть? Ты же такой маленький». Мальчик высыпал в карман из пакета все деньги и завернул в него находку. С тех пор крестик всегда был с ним. В трудные минуты он доставал его и говорил: «Видишь, я храню тебя, как ты просишь, и ты помогай мне».На Московском вокзале Лешка жил больше года. Он быстро изучил все щели и закоулки огромной территории, которая пришлась ему по вкусу. Подработать можно было всегда.Текст № 2
Прочитайте текст. Озаглавьте.Определите основную мысль текста.Данные словосочетания переведите на английский язык: лучший подарок, спаси и сохрани .Выделенное предложение переведите на казахский язык.Найдите в предложениях подлежащее, выраженное разными частями речи, заполните таблицу.Задания к тексту № 2: Существи -тельноеЧислительноеМестоимениеГлаголПрилага -тельноеПричастиеСловосочетаниеПодлежащее
1. Еще никто, никто на свете такой не видел красоты. Местоимение 2. Один за всех и все за одного. Числительное3. Украшать землю-значит совершенствовать мир. Глагол4. Казахстан имеет все возможности для успешного развития гостиничного хозяйства. Существительное5. Отдыхающие остались довольны услугами отеля. Причастие6. Бизнес-центр гостиницы является многофункциональным. Словосочетание7. Завистливый всегда несчастен. ПрилагательноеРабота с флипчартом
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Сейчас мы с вами отправимся в творческую командировку. Составить текст- описание. В помощь предлагаю видеоролики гостиниц.Фаза «Применеие решения проблемы».Творческая командировка.І группа составьте текст на тему “Удобства и услуги”гостиницы «Казахстан»ІІ группаотправится в конференц-зал гостиницы «Rixos»
Обобщение материала. Итоги урока. Поделитесь со своими товарищами теми знаниями, которые вы получили сегодня.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Знаю Узнал Хочу знать Фаза «Поделюсь со всеми»
Домашнее заданиеВыучить стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», выписать подлежащее, выраженное разными частями речи.
Рефлексия «Выбери смайлик, характеризующий твоё отношение к уроку»
Благодарю за урок!