Урок по русскому языку Подлежащее. Способы выражения подлежащего (8 класс)


Урок в 8 классе.
Подлежащее. способы выражения подлежащего
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способами выражения подлежащего и сказуемого, обучения их нахождению, определению способов их выражения. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста;
говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: презентация
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности
обучающихся
(осуществляемые действия) Формируемые способы
деятельности
I. Орфографическая диктовка. Разделительный Ъ и Ь.
Сверхъестественный, четырехэтажный, шампиньон, фельетон, межъярусный, наотмашь, пейзаж, тягуч, безъядерный, адъютант, субъективный, замуж, рельеф, мелочь. Записывают слова, объясняют орфограмму. Контроль полученных знаний.
Оценка своего знания
II. Актуализация опорныхзнаний Найдите подлежащее в предложения:
1. Пять не делится на два.
2. Присутствующие говорили о разных предметах.
3. Учиться всегда пригодится.
- Сформулируйте тему нашего урока, цель. Ищут подлежащее. самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)
III. Работа по теме урока.
1. Заполнение таблицы. Знакомство с теоретическими сведениями (презентация).
Заполните таблицу.
Способ
выражения Примеры
1.Сущ. в И.п.
2.Мест. в И.п.
3.Прилаг.
4.Причастие
5.Числит.
6.Наречие
7.Междомет.
8.Инфинитив
9.Нечленимое сочетание слов Знакомятся с теоретическими сведениями.
Делают вывод о том, что подлежащее может быть выражено всеми частями речи. На каждую часть речи выписывают пример из теоретических сведений. Анализ и обобщение собранного материала
Оформление наглядного материала
2. Фронтальная
работа. Записать предложения, найти подлежащее, определить, какой частью речи оно выражено. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Лингвистические задачи.
4. Работа в парах. 1) Один родится с серебряной ложкой во рту, другой – с деревянным половником.
2) Никто так не утомляет меня, как зануда.
3) Мимо, посвистывая, пролетели два лесных попугая.
4) Скамейка стояла у самой воды.
5) Мы-нация, верящая в разум.
1. Какие из записанных на доске слов могут быть подлежащим?
Завтра, десять лет, лежать, буду бегать, в море, трое рыбаков, несколько лодок, стая акул, из реки.
2. Поработайте писателями. Составьте из данных слов текст на тему «Загадочная история».
- Подчеркните подлежащее в своих текстах, напишите, какой частью речи оно выражено. Записывают предложения, подчеркивают подлежащее, определяют часть речи.
Отвечают на вопросы.
Составляют текст.
4. Самостоятельная работа Упр. 94: подчеркнуть главные члены предложения; определить, какой частью речи они выражены Выполняют упражнение Владеют навыками контроля и оценки учебных действий
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание: § 17, 18; упр. 96. Делают выводы и обобщения.
Записывают, задают уточняющие вопросы оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки,
записывают домашнее заданиесы., подчеркивают подлежащее, определяют часть речи.ено.лодок, стая акул, ерный, адъютант,