Конспект урока по русскому языку. Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение.
Методическая разработка урока
Тема: «Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение».
Класс: 5.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающие:
- углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения;
- учить находить дополнение, разграничивать подлежащее и дополнение.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы;
- способность развитию творческих способностей;
- развивать навык самооценки, связную устную и письменную речь.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;
- формировать культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки с заданием, компьютер (таблица).
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (8 мин.)
Объяснение нового материала (15 мин.)
Закрепление (10 мин.)
Выводы, итоги (2 мин.)
Информирование о домашнем задании (3-4 мин.)
Комментирование оценок (2 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
Ребята, почему я начала урок с этих слов Александра Сергеевича Пушкина?
Ученик: Нам предстоит сделать какие-то открытия, мы узнаем сегодня что-то новое, может, мы будем проводить опыты и исследования или решать какую-то проблему.
Учитель: Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке, быть исследователем?
Ученик: Я!
Учитель: Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Актуализация знаний.
Учитель: Итак, прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим пройденную тему. Ребята, какие члены предложения вам известны?
Ученик: Главные и второстепенные члены предложения.
Учитель: Верно. Назовите главные члены предложения.
Ученик: Подлежащее и сказуемое.
Учитель: Правильно. Для чего служат главные члены предложения?
Ученик 1: Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения.
Ученик 2: От главных членов предложения можно задать вопрос к второстепенным членам предложения.
Учитель: Верно. А теперь расскажите мне о подлежащем.
Ученик: Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа – кто? что?
Учитель: Какой частью речи обычно он выражается в предложении?
Ученик: Именем существительным.
Учитель: Правильно. Приведите примеры.
Ученик: Осень (подлежащее) наступила (сказуемое). Листья (подлежащее) пожелтели (сказуемое). Ветер (подлежащее) унёс (сказуемое) лодку и т.д.
Учитель: Совершенно верно. Далее, чтобы закрепить знания, полученные ранее, выполним задание. Итак, на доске вы видите схемы с однородными подлежащими, к ним нужно составить предложения.
438151257300012058661162050064389011620500
, , . (Астры, ромашки, гвоздики украшали её сад.)
112014029400500453390294005
И (Папа и мама пошли в театр.)
132969029972000
615315120650020154911206500И , и , и (И ручка, и карандаш, и тетрадь лежали на столе.)
Учитель: Правильно, ребята, вы справились с этим заданием.
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, вы повторили ранее изученную тему, а теперь переходим к изучению новой темы. Итак, откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение». Ребята, обратите внимание на доску. Здесь вы видите предложение: Я ручкой пишу на бумаге письмо брату об отдыхе.
Далее, найдём грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) – главные члены предложения.
Я (подлежащее) пишу (сказуемое)
- что? Письмо (предмет, на который направлено действие);
- кому? Брату (адресат действия);
- чем? Ручкой (орудие труда);
- о чём? Об отдыхе (предмет сообщения);
- на чём? На бумаге (предмет, на котором совершается действие).
Учитель: Ребята, подумайте, что объединяет все эти слова?
Ученик: Мы задаём вопрос к каждому слову от сказуемого.
Учитель: Верно. А ещё что может объединять?
Ученик: Каждое слово отвечает на вопросы падежей.
Учитель: Совершенно верно! Итак, второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и выражен именем существительным, называется дополнением, оно подчёркивается пунктирной линией. В свою очередь дополнения бывают прямыми и косвенными. К прямым дополнениям относятся имена существительные в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа без предлога при отрицании (с частицей не).
Видеть (что?) дом. – В. п.
Не слышать (чего?) шума. – Р. п.
Все остальные дополнения являются косвенными.
Выиграть в шахматы (В. п. с предлогом), рисовать карандашом (Т. п.), подарить сестре (Д. п.), кататься на лыжах (П. п.). (Таблица)
Учитель: Итак, ребята, откройте страницу 63. Прочитайте правило.
(Ученики читают правило.)
Закрепление.
Учитель: Ребята, вы прочитали правило, а теперь с целью закрепления новых знаний выполним задание, оно на доске. Здесь даны слова в двух столбиках и вам нужно будет соотнести слова правого и левого столбика по смыслу, чтобы получилось устойчивое выражение или словосочетание. И определить прямое или косвенное дополнение. Объясните смысл каждой фразы.
Скалить (что?) зубы (прямое). Смеяться над чем-то.
Хмурить (что?) брови (прямое). Выражать недовольство или озабоченность.
Клевать (чем?) носом (косвенное). Дремать, низко опустив голову.
Учитель: Молодцы, ребята! Итак, вы справились с данным заданием. Оно помогло нам в закреплении нового материала, теперь мы различаем прямые и косвенные дополнения. Далее нас ждёт следующее задание. Я вам раздам карточки с предложениями. Вам нужно будет найти дополнения и определить прямое оно или косвенное. Работаем устно.
Старик ловил (что?) рыбу (прямое дополнение). 2. Брат приехал (на чём?) на машине (косвенное дополнение). 3. Я пишу (что?) письмо (прямое дополнение). 4. Люблю (что?) зимний лес (прямое дополнение). 5. Он вспоминал (о ком?) о матери (косвенное дополнение).
Учитель: Верно. Вы правильно выполнили задание.
Выводы, итоги урока.
Учитель: Вы сегодня хорошо работали. Подведём итоги сегодняшнего урока. Кто сделает вывод по пройденному материалу? Что нового узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы изучили тему: «Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение». Мы дали определение понятию дополнение. Научились разграничивать прямое и косвенное дополнение, и графически обозначать их в предложении.
Домашнее задание.
Учитель: Вам дома нужно будет выучить правило и выполнить упражнение № 181 на странице 84. Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящее по смыслу подлежащее и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся.
Комментирование оценок.
Учитель: Вы сегодня активно работали на уроке. У1 и У2 показали хорошие знания изученного ранее материала, правильно выполняли задания, речь оформлена правильно с точки зрения грамматических форм, поэтому их работу мы оценим на «5». Хорошо дополняли, отвечали на поставленные вопросы, но допускали речевые ошибки – У1 и У2, им ставим оценку «4». Остальные ребята дома подготовятся и на следующем уроке получат оценки. А теперь попробуйте сощурить глаза, нахмурить брови и не скальте зубы. На этой весёлой ноте мы и завершим урок. Спасибо за совместную работу!
Использованная литература
1.Быстрова Е.А. Окунева А.П. Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М., 1984.
2.Методика проведения уроков русского языка в средней школе. (Литневская Е.И., Багрянцева В.А.) – М., 2006.
3.Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. – М., 2006.