Пояснительная записка по математике. Авторы учебника Г. В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. 4 класс УМК Перспектива


Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1.Математика: учебник для 4 класса в 2 частях / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение,2015
2.Рабочая тетрадь по математике в 2 частях/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение, 2015
3.Методическое пособие к учебнику «Математика»: 4 кл./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение,2014
Цель:
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.
Задачи:
развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса); знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа определяет начальный этап непрерывного курса математики (с 1 по 9 класс), разрабатываемого с позиций усиления общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования подрастающего человека как личности.
В программу курса заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Ценностные ориентиры.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
-математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объектом природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения. Личностныё, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факты); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать-решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоение знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах ; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Основное содержание предмета.
Числа и действия над ними (90 часов)
Сотня как новая счётная единица. Счёт сотнями. Запись и названия круглых сотен и действия (сложение и вычитание) над ними. Счёт сотнями, десятками и единицами в пределах 1000. Название и последовательность трехзначных чисел. Разрядный состав трехзначного числа, сравнение. Приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, основанные на знании нумерации и способов образования числа. Умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Делители и кратные. Четные и нечетные числа. Деление с остатком. Свойства остатков. Сложение и вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд (письменные способы). Умножение и деление на 10,100. Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Умножение и деление трехзначного числа на однозначные и двузначные числа (письменные способы). Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение составных задач в 2-4 действия. Задачи с пропорциональными величинами.
Геометрические фигуры и их свойства (20 часов)
Пирамида. Вершины, грани, ребра пирамиды. Окружность и круг. Центр и радиус окружности, круга. Циркуль. Вычерчивание узоров, круговых орнаментов из окружностей. Числовые узоры (орнаменты). Вычерчивание узоров геометрических фигур.
Величины и их измерение (26 часов)
Единицы длины: километр, миллиметр. Соотношения между единицами длины. Площадь фигуры и её измерение. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Определение времени по часам.
Единицы массы: грамм, центнер, тонна. Соотношение между единицами массы. Сравнение, сложение и вычитание значений величин. Перевод единиц измерения.
Особенности класса.
Настоящая программа учитывает особенности класса. В 4 «Б» классе учащиеся знают таблицу умножения, решают задачи на умножение и деление, применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи ; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет- ресурсах ;готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
Тематическое планирование.

п/пНазвание темы (раздела) Всего часов Количество часов, отводимых на работы практического характера Количество часов, отводимых на работы контрольного характера
1 Числа от 100 до 1000. Повторение 17 - 1
2 Числа от 100 до 1000. Приёмы рациональных вычислений. 34 2 3
3 Числа, которые больше 1000. Нумерация. 13 2 1
4 Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание 12 2 1
5 Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. 60 - 2
Итого 136 6 8
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Принтер.
Демонстрационные таблицы:
«Таблица умножения»
«Единицы длины»
«единицы времени»
«Свойства квадрата, прямоугольника»
«Компоненты сложения и вычитания, умножения и деления»
«куб», ломаная, угол и виды углов.
Электронное приложение к учебнику.
Литература.
1.Математика: учебник для 4 класса в 2 частях / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение,2015
2.Рабочая тетрадь по математике в 2 частях/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение, 2015
3.Методическое пособие к учебнику «Математика»: 4 кл./ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.-М.:-Просвещение,2014
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http : // school-collection . ru2. Я иду на урок начальной школы. – Режим доступа: http://nsc.l september.ru/urok3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Детские электронные презентации. – Режим доступа: http://www.viki.rdf.ru