Конспект урока на тему : Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 6 классе ( по ФГОС) на тему : «Повторение изученного в 5 классе по теме « Имя существительное»
Тема, класс: Имя существительное . Повторение. 6класс
Тип: Урок повторения изученного ранее.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский
Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.
Тема:
«Повторение изученного в 5-м классе
по теме «Имя существительное»
Цели:
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся об имени существительном;
повторить орфограммы, связанные с правописанием имён существительных.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные:
Регулятивные:
формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок повторения.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 6класс» под ред. Львовой, Львова;
мультимедийный проектор;
компьютер;
раздаточный материал.
Ход урока.
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу , взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.
Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Учитель: Ребята! Постарайтесь догадаться о теме нашего сегодняшнего урока.
Земля, вода, пшеница, класс-
Все сущее, что окружает нас,
Мы называем.
Имя им даем:
Береза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без (существительных) не проживешь.
Стихотворение-загадка на начало урока :слово в скобках не произносится, ученики должны его угадать.
Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.
( Имя существительное).
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.
«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе»
Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.
3 этап. Целеполагание и мотивация
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке
Дети предлагают цели:
- вспомнить, что такое имя существительное;
- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
- как изменяются имена существительные?
- каким членом предложения может быть?
Разминка: осенние листья, листья кружатся, в лесу, падают и ложатся, багряный цвет . Перечислите все словосочетания, свой ответ аргументируйте.
4 этап. Дифференцированное повторение необходимого материала.
Проблемный вопрос: Чем имя существительное отличается от других частей речи?
Попробуем разобраться. Деление класса на группы(5-6 групп).
1 группа: Из данных слов выбрать существительные, составить 3 предложения.
Солнце, ветер, кружатся, волнуется, жёлтый, розовый, на, в лесу, дождь,быстро.
2 группа: Вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие?. Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь, тюль, кофе, непоседа, учитель, мозоль, рояль, роскошь.3 группа: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные , согласуя их с существительными.
Луч, речь , вещь , карандаш, рысь , ночь , шалаш , ключ , плащ.
Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?
4 группа: Задание по упр 196
5 группа:Вставьте пропущенные буквы, определите склонение и падеж у существительных:
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… . Искала и в беседк…, спросила у соседк… . А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
6 группа: Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь, мертвец, труп, М(м)осква, кот, кукла, И(и)лья.
5 этап. Первичная проверка понимания. Давайте подведём вывод , на основании которого составим кластер(схему)
Физкультминутка.
6 этап. Первичное закрепление. Стр 106(работа с таблицей)
Работа в парах. Как себя ведёт частица Не с существительными? (Не) друг, а враг, (не)нависть,(не)настье, не радость, а печаль,неудача, (не) правда, (не)счастье. (не)уверенность,(не)дуг,(не)друг,(не)лепость,(не)воля,(не)погода,(не)внимание
Взаимопроверка.
7 этап. Работа с текстом.
Мелкие осе (н, нн)ие дождики совсем не похожи на летние гр..зовые дожди: они идут бе..престанно, и з..мля уже (не)просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разн..ся семена дерев(?)ев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.
Делимся на 3 группы.
1 группа-Озаглавить текст
2 группа- Определить стиль и тип речи
3 группа-Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Доп.задание: Составить:
1.Синквейн на тему «Осень»
2.Небольшой рассказ(3-5 предложений) на тему «За что я люблю осень?) Какой тип речи вы будете использовать ?3. Небольшой рассказ(3-5 предложений) на тему «Осень», которые описывали бы наше время года.
8 Этап:Рефлексия.
Приём «Пятёрочка».
«Верно-неверно»
1.Имя сущ-второстепенный член предложения
2.Имена сущ. Имеют склонение
3.Если есть буквы д-т, з-с, ж пишем суффикс чик
4.В предложение является сущ. И местоимением
5.Суффикс ик пишется, если гласная не выпадает.
Дом.задание: Упр 197, по кластеру составить рассказ об имени существительном.