Презентация методического направления Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в стандарте второго поколения


Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в стандарте второго поколения www.cerm.ru Послушай – и ты узнаешь,Посмотри – и ты поймёшь, Сделай – и ты научишься. «Устами прохожего» Блок 1. Введение в компетентностный подход Классификации (списки) ключевых компетентностей Совет Европы:политические и социальные,способность учиться всю жизнь,обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе,связанные с устной и письменной коммуникацией. Наука кончается там, где перестают заботиться об определённости понятий. Забежинский Компетенция – готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Внутренние ресурсы:знанияумениянавыкиспособы деятельности психологические особенности ценности и т.д. Внешние ресурсы:информациялюди, группы, организациии т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности. Компетенция – заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика Компетентность – владение, обладание ученикомсоответствующей компетенцией, опыт деятельности в заданной сфере Минимум содержания Требования к выпускникам 2004г 2004г Ключевые Предметные Иерархия компетенций/компетентностей Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Предметные компетентности –частные компетентности, конкретно описаны и формируются в рамках учебных предметов От знаний (информации, присвоенной человеком) - компетентность существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о нейОт умения (подготовленности к практическим и теоретическим действиям) - компетентность переносима совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями.От навыка (действия, выполняемого автоматически) - компетентность связана с осознанием деятельности. Компетентность отличается: Ключевые компетентности(2005г – проект ИСО) Компетентность разрешения проблемИнформационная компетентностьКоммуникативная компетентность Рассмотрим требования к деятельности учащегося Ключевые компетентностиАспектыУровни ПрактикумОпределение компетентности, аспекта, уровня по задачной формулировке Классификации (списки) ключевых компетентностей Совет Европы:политические и социальные,способность учиться всю жизнь,обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе,связанные с устной и письменной коммуникацией. Компетентность разрешения проблемИнформационная компетентностьКоммуникативная компетентность Стандарт 2004 года СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ ИСПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Познавательная деятельность …Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. ..Речевая деятельность и работа с информацией …Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух… Организация деятельности…Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи… Проект ИСО Компетентность разрешения проблемИнформационная компетентностьКоммуникативная компетентность ФГОС 2009 года Программа формирования УУДПрограмма «Чтение. Работа с текстом»Программа формирования ИКТ-компетентности обучащающихся Из ФГОС: «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» Личностные УУД Метапредметныеоснова умения учиться *познавательные УУД *регулятивные УУД *коммуникативные УУД Предметные опытполучения, преобразования и применения предметных знаний Стандарт2004 г. Проект ИСО2005 г. Стандарт второго поколения2009 г. Познавательная деятельность Речевая деятельность иработа с инфор- мацией Организация деятельности Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Познавательные УУД Регулятивные УУД КоммуникативныеУУД ЛичностныеУУД Чтение. Работа с текстом Международные сравнительные исследования качества образования (PISA,TIMSS, PIRLS) Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ» АКЦЕНТ СМЕЩАЕТСЯ С ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ НА УМЕНИЯ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! Non scholae sed vitae discimus (латынь)Мы учимся не для школы, а для жизни