КОНСПЕКТ урока русского языка в 5 классе «Обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное»
МБОУ «СОШ с. Широкополье»
КОНСПЕКТ
урока русского языка в 5 классе
«Обобщение знаний учащихся по теме
«Имя существительное»
Учитель МБОУ «СОШ с. Широкополье»
Энгельсского района
Саратовской области
Вахринева Ольга Львовна
2015-2016 учебный год
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: обобщающий
Тема урока: «Обобщение знаний по теме: «Имя существительное
Цели урока:
обучения:
Организация повторения по теме «Имя существительное»
Организация обобщения и систематизации знаний по теме.
а) определение морфологических признаков
б) синтаксическая роль в предложении
в) знание орфограмм
воспитания:
Воспитание самостоятельности.
Воспитание патриотизма.
развития:
Развитие способности к анализу и обобщению.
Развитие речи учащихся.
Развитие творческих способностей
Развитие познавательного интереса учащихся.
- деятельностная: закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;
- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;
- содержательная: закрепить знания о существительном как о части речи;
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны.
Дидактическая структура урока
Этапы занятия,
время в мин.
Методы обучения
Приемы обучения
I.
Организационный
момент (1,5 мин.)
Приветствие
II.
Вступительная часть
(1,5 мин.)
1.Определение темы урока.
2.Постановка целей
Беседа
III.
Организация повторения теории
(8 мин.)
1. Словесно-аналитический
1.Блиц-опрос (групповая форма работы)
IV.
Организация контроля
(30 мин.)
1.Словесно-лексический
2.Аналитический
3.Наглядно-иллюстративный
1. Коллективная работа
2. Работа у доски
3. Творческая работа
V.
Заключительная часть (5 мин)
1.Рефлексия
2.Оценка
3.Домашнее задание
Подведение итогов урока
Выставление оценок
ХОД УРОКА
Этапы урока
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный
Приветствие.
- Ребята, здравствуйте. Сегодня я приехала к вам в гости. Когда встречают гостей ,у всех приподнятое настроение. Вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях. У нас с вами пройдёт урок знакомства. Я надеюсь на ваше гостеприимство и сотрудничество .В этом году наша страна отмечает 55- летие со дня полёта Ю.А .Гагарина в космос, поэтому мы гордимся нашим космонавтом и тем , что он приземлился в нашей Саратовской области .У вас на столах лежат звёздочки красного и синего цвета :красный- это «5», синий- «4», вы будете оценивать сами результат своей деятельности .Кто считает, что знает на 5 , кладёт красную звезду, а на 4 – синюю.
Запись числа в тетради.
.Над чем вы работали на предыдущих уроках, что изучали?.
II.
Вступитель
ная часть
Слайд 1
Слайд 2
Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока:
Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы кто и что верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же 3 склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Что это такое?
Запишем тему урока .Обобщение по теме»Имя существительное».
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой?
- С чего мы начнем работу?
(Повторение теории (блиц-опрос ,словарный диктант), синтаксическая пятиминутка ,работа с учебником( анализ текста), , физминутка ,творческая работа «Мы летим», итог урока)
Учащиеся отвечают на вопросы с места.
III. Организация повторения теории.
Слайд 3
Задание 1 Блиц-опрос.
1).Что такое существительное?
2). Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных, собственные от нарицательных?
3)Сколько родов есть у существительного?
4).Сколько типов склонений у существительных?
5). Каким членом предложения может быть существительное?
Не забудьте про звёзды ,оцените свою работу. Ю.А .Гагарин , когда полетел в космос,какое произнёс слово ?И мы с вами тоже отправляемся на маршрут.
Ефанина Ксения читает стихотворение о первом космонавте. Ну что же поехали!( покричали и помахали друг другу, шумовой эффект ракеты)
Учащиеся отвечают на вопросы с места.
IV. Организация проверки знаний на практике.
V. Заключитель
ная часть
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 6
Слайд 8
Задание
1.Синтаксическая пятиминутка. Произведите синтаксический разбор предложения.
12 апреля 1961 года Ю.А .Гагарин совершил первый полёт в космос.
Морфологический разбор существительного-Ю.А .Гагарин, в космос.
-Есть ли ошибки , давайте поправим, а вы как бы сделали?
- А есть ли в этом предложении ещё существительное, докажите это. Учитель оценивает учеников.( раздача звёздочек)
После полета в космос в нашем языке возникли новые слова.
Задание 2.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Сегодня в словарном диктанте присутствуют космические слова :ск..фандр,косм..с, р..кета, пл..нета, ..мля, приз..мление .Вставьте буквы и подчеркните их.
К какой части речи принадлежат данные слова?
По каким признакам вы смогли это определить?
Назовите род и склонение этих существительных.
2.Слово учителя. -Сегодня наш урок посвящён космосу, а именно Ю.А.Гагарину. Запишите упр 571 (стр 83)
Работа с учебником.
Задание 4.
3. Анализ текста.
- К какому стилю относится данный текст?
- Определите тип текста.
- Какова основная мысль текста?
- Выпишите из текста существительные,
определите их число, падеж,
- Почему некоторые слова в тексте
пишутся с заглавной буквы? Назовите фамилии известных космонавтов. А наш земляк?
ФИЗМИНУТКА( под музыку «Заправлены в планшеты космические карты»(потянуться – руки вверх, наклониться, руки развести в сторону).
Задание 5.
4.Творческая работа «Мы летим».
В небе ясном солнце светит,
Космонавт сидит в ракете.
А внизу леса, поля-
Расстилается земля.
Ракета( собираем слова в ракету).Ребята, мы с вами летим. На доске ракета, мы с вами в космосе , представили себе.(слова можно написать на заготовленных листочках с изображением космонавта)
-А что вы видите, пролетая над землёй?
-Запишите эти слова-существительные вокруг ракеты, а потом мы с вами дадим характеристику им.
Задание 6.
Тестовая работа по теме « Имя существительное» ( 6 заданий)
1.В 7.Б
2.А 8.А
3.Г 9.Г
4.Б 10.В
5.В 11.Б
6.В 12.Б
Рефлексия.
- Ребята, оцените себя .
Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал
- Мне было интересно.
- Особенно понравилось.
- Вызывало затруднение
- Какую оценку вы поставили бы себе?
2.Подведение итогов учителем.
- Какое настроение у вас в конце урока? Спасибо за урок!
Домашнее задание.
Написать письмо Ю.А .Гагарину ( на листах ) Кто-то может быть расскажет ему о своём родном селе ,о своей семье .Может кто-то побывал на месте приземления Ю.А. Гагарина и может поделиться своими впечатлениями о своей поездке, а может рассказать о нашем уроке.
Записывают словарный диктант . взаимопроверка,объясняют и отвечают на вопросы.
Записывают предложение. Выполняют синтаксический и морфологический разборы слова. Устно отвечают на вопрос.
Чтение текста
Выписать существительные из первого абзаца.
Ответы ребят
Проводится физминутка.
Записывают слова, затем 2-3 слов дают характеристику.
Учащиеся работают самостоятельно.
Работа в тетрадях, проверка по эталону, звёздочки.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
15