Урок по литературе в 7 классе По законам добра и человечности (по рассказу А.П.Платонова Юшка)
По законам добра и человечности…
(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»).
Цели:
Обучающие:
продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его удивительной прозой;
совершенствовать умение анализа художественного произведения, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
Развивающие:
включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;
развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважение к человеку;
попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям»
Методы:
- коммуникативно-ориентированный
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации)
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)
- словесный метод (рассказ, элементы беседы)
- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)
- логические методы (сравнение, анализ)
- метод формирования познавательного интереса .Оборудование: презентации, толковые словари,рисунки учащихся к произведению
Ход урока.
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, у нас с вами сегодня очень грустный урок. Грустный потому, что мы будем говорить о том, что не все люди умеют любить, а там, где «нелюбовь», всегда грустно.Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка».
3. Актуализация темы.
-И начнём мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? Да, сколько людей - столько и мнений. Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле:
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной , тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
- В каких строчках поэт выразил своё мнение о назначении человека?
4.Сообщение о Платонове.
-Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов). Его имя нам немного знакомо по рассказам «Никита», «В прекрасном и яростном мире…»
Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком, который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Писал на разные темы, но главное в произведениях Платонова – судьба человека, поиск смысла жизни: “Я человек, я живу на прекрасной живой земле … Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник”, – писал А. Платонов.
Читать произведения Платонова непросто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
Добро и зло… за этими словами, казалось бы, очень простыми и знакомыми, скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история человечества – это история борьбы добра и зла.
5.Словарная работа: выяснение дополнительного лексического значения слов юрод и блаженный (по толковому словарю С.И. Ожегова). Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания. Юродивые на Руси в народе почитались святыми. Целью аскетизма в христианстве может быть соучастие в «страданиях» Христа.Блаженный − 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. Не совсем нормальный. 3. То же, что святой. Храм Василия Блаженного.
6. Изучение нового материала
-Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка, каким он был?
(Юшка был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай. Не покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.)- Что за человек был Юшка? Какой его характер? Какие чувства он вызывает?( слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий)
-Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?
( прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу….» до слов «…что он твёрдый и живой)
- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?
(детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним).- «Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Согласны ли вы с Юшкой?
-Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?
- А почему дети не научились любить?
- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер».
-Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое»
-Как вы понимаете эти слова?
( Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим)
-Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?
( читаем от слов «В июле или августе…» до слов «…как здоровый человек»)
- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?
(Нельзя Юшку представить разгневанным. Слово как нельзя лучше подходит к образу)- Как вы понимаете слова Юшки: «А по надобности мы все равны»?
( люди рождаются, чтобы жить)
- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?
( впервые Юшка защитил себя)
- Переживает ли прохожий за содеянное?
( нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай)
- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?
( проститься с Юшкой пришли все, похоронили и забыли)
- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир?
- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?
( стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить)
- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?
7.Рефлексия.
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздаётся должное тому, кто неустанно дарит добро людям. Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Остаются добрые дела.– Кто из героев дальше продолжает дело Юшки – делать добро?– Приёмная дочь, сирота. Она лечит больных. Когда-то Юшка помог ей, теперь она продолжает его дело. Её называют дочерью доброго Юшки.– За что эта девушка должна быть благодарна Юшке?(Обобщаем ответы учащихся.)– Копил деньги для неё. Чай пил без сахара. Работал в кузнице. Добро прорастает и даёт свои плоды: «Так всякое добро приносит и плоды добрые».Именно благодаря девушке-врачу узнают и имя человека, которого все привычно звали Юшкой. А звали его Ефим Дмитриевич. Совсем не случайно Платонов своего героя назвал Юшка и Ефим Дмитриевич. Юшка – это кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. В народе говорят: «Ударь по носу – и юшка потечёт». Юшка – герой – это воплощение добра, утрата его губительна для людей. Со смертью Юшки «вся злоба и глумление остались среди людей и тратились между собой».Ефим – это благочестивый, благожелательный, священный.
Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».
8.Домашнее задание. Написать сочинение «Что такое сострадание?»