Презентация на тему: Меры по предотвращению рисков жестокого обращения с детьми и причинения вреда здоровью ребёнка по неосторожности


Меры по предотвращению рисков жестокого обращения с детьми и причинения вреда здоровью ребенка по неосторожностиСоциальный педагог МБОУ Нахабинская СОШ №3 с УИОПЩЕРБАКОВА А.В. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, но имеет также тяжелые социальные последствия. У большинства жертв домашнего насилия развиваются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, в эмоциональной сфере, что делает их неполноценными членами общества. Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла тем больше количество сфер она «заденет» и разрушит. РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ВИДА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКА (моральная жестокость); ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ;СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ. Под жестоким обращением понимается любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их замещающих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободу. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государство должно обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Конвенция о правах ребенка из положений которой следует, что ребенок должен быть защищен от всех форм жестокого обращения, пренебрежения его интересами и эксплуатации. Всеобщая Декларация прав человека (статья 1, 5) все люди имеют право на жизнь без насилия. Конституция Российской Федерации(СТАТЬЯ 19, 21)провозглашает право всех граждан на жизнь без насилия.  Уголовная ответственность Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Уголовного Кодекса Российской Федерации Ст. 156 предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.   Гражданско-правовая ответственность Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.   Административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Физическое насилие. Преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их замещающими в результате чего у ребенка возникают нарушения физического или психического здоровья и развития. Физическое насилие чаще всего бывает хроническим. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия.Нередко сами дети, не сознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Особенности родителей, лиц, их заменяющих допускающих физическое насилие по отношению к своим детям: родители сами подвергались физическому насилию или наказанию со стороны собственных родителей;психологические особенности родителей: низкая самооценка, импульсивность;особенности поведения: в период стресса думают только о себе, ожидают от ребенка «взрослого» поведения, предъявляют к нему чрезмерные требования, ребенок является воплощением собственных несбывшихся желаний. Физическое насилие происходит в семьях, где: убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;- родители (или один из них) имеют психические заболевания;- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Психологическое (эмоциональное) насилие. Однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию. Проявления психологического насилия: лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии;пренебрежение потребностью ребенка в безопасном окружении, стремление быть ближе к родителям;отсутствие проявлений привязанности, любви и заботы о ребенке;предъявление чрезмерных требований к ребенку, невыполнимых в силу его возраста и возможностей;открытое неприятие ребенка, постоянная его критика, употребление негативных сравнений и обзывание;публичное унижение;угроза ударить ребенка;установление ограничений на контакт ребенка со сверстниками; запрет или ограничение на выход ребенка из дома;поощрение саморазрушающего поведения (воровство, алкоголь). Влияние эмоционального насилия на детей. Эмоциональное состояние: низкая самооценка, подавленное состояние, страхи, тревожность.Поведение: заискивающее, деликвентное, ответственность несоответствующая возрасту.Интеллект: задержка интеллектуального развития, плохая успеваемость, трудности при концентрации.Взаимоотношения со сверстниками: агрессивность, замкнутость. Пренебрежение основными нуждами ребенка Недобросовестное выполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей. Ребенок испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития. Последствия пренебрежения основными нуждами ребенка: - задержка физического и психо-речевого развития, утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;- нечистоплотность, несвежий запах. Сексуальное насилие или развращение Вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.Ребенок, переживший насилие, настороженно относится к любым контактам со взрослым. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:- патриархально-авторитарный уклад;- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;- конфликтные отношения между родителями;- мать ребенка чрезмерно занята на работе;- ребенок долгое время жил без родного отца;- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;- родители (или один из них) имеют психические заболевания;- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Эмоциональные расстройства: страх, гнев, необъяснимые приступы ярости, агрессия, направленная как на других людей, так и на животных и себя.Когнитивные расстройства: низкая самооценка, идеи самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного.Отклонения в поведении: беспорядочные половые связи, побеги из дома, алкоголь, наркотики, криминальная активность. Что дети должны знать, чтобы защитить себя?Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения. Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств. часто является индикатором эмоционального неблагополучия и указывает на борьбу ребенка за внимание или власть, желание мести, демонстрация своей несостоятельности. Нарушение поведения у детей Последствия жестокого обращения задержка умственного и эмоционального развития;высокий уровень агресивности;импульсивность;низкий уровень самоуважения;замкнутость недоверие к окружающим;высокая тревожность;эмоциональная неуравновешенность;подавленное настроение, вплоть до депресии;психосамотические и нервные расстройства. От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями - это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды. Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения ребенка с другими людьми, должна насторожить. Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне дома. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Обращение с детьми является более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать Результаты анонимного анкетирования детей разного возраста из 15 городов страны выявило:60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 60 процентов - порка, стояние в углу (иногда на коленях на горохе, соли), 40 процентов - удары по голове и лицу и т.д. ПОЧЕМУ ТАК ЖИВУЧИ АВТОРИТАРНЫЕ МЕТОДЫ? Такова традиция - став взрослыми, люди часто воспроизводят то, что с ними сами проделывали родители;Влияние социальной среды – командно-административные отношения в обществе;Низкий уровень стрессоустойчивости;Низкий уровень педагогической культуры. Последствия жестокого обращения с ребенком. Среди детей, подвергающихся жестокому обращению, 65% имеют нарушения в поведении – эти нарушения проявляются в виде проблем в школе, проблем, связанных с интеграцией в социальную среду. Среди взрослых, подвергавшихся жестокому обращению в детстве: курят 62% , регулярно употребляют алкоголь 22% , используют наркотики 18% , имеют трудности с сексом 60%, предпринимали попытку суицида 16%. Женщины, подвергшиеся в детстве сексуальному насилию, часто становятся жертвами новых изнасилований. Диспропорции развития ребенка. Последствия если первые годы ребенок провел в детском доме:от задержка речевого развития до различных отклонений.Благоприятная обстановка в семье после усыновления смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме. Особенности физического развития детей Проявляется в снижении роста и веса ребенка.После помещения в семью, при условии правильного питания и активного образа жизни, приемные дети догоняют своих сверстников. У приемных детей встречаются симптомы неврологических расстройств: возбудимость, импульсивность, агрессивность, рассеянность и слабая концентрация внимания;заторможенность реакций, вялость;нарушения общей и тонкой моторики;речевые нарушения;недержание мочи (энурез) или кала (энкопрез). Будьте внимательны к ребенку и вовремя обращайтесь к врачу. Причины неврологических симптомов разнообразны, начиная от неправильного питания (авитаминоз) и заканчивая психоэмоциональными травмами или изменениями в опорно-двигательном аппарате (нужно обратиться к врачу). Особенности психического развития детей Детская психика довольно пластична, и в домашней любящей атмосфере ребенок достаточно быстро придет в норму. Причины астенических состояний у детей Родители слишком много ждут от своего долгожданного ребенка (перегрузки).Возникают в результате неблагополучной ситуации в прошлом окружении ребенка (страхи). Особенности интелектуального развития Ограниченный запас знаний;Недостаточная сформированность отдельных психических функций;Низкая умственная работоспособность;Задержка психического развития;Педагогическая запущенность. Пути преодоления проблем в интеллектуальном развитии детей Стабильное позитивное общение с близкими взрослыми (совместные прогулки, игры, сказки на ночь).Заботиться об удовлетворении его основных физических и психологических потребностей (еда, сон, предупреждение заболеваний и травм).Это потребность в привязанности и любви; ощущение психологической безопасности; чувство самоуважения; возможность учиться на собственном опыте.Принимать ребенка таким, какой он есть.Поддерживать в преодолении трудностей.Стимулировать познавательные интересы.Огромное терпение взрослых. Оптимистический настрой Оптимист – это тот человек, который искренне верит, что все будет хорошо, который умеет извлекать жизненные уроки из любого, даже отрицательного опыта.Как было бы хорошо, если бы вы передали этот настрой своему ребенку! Краткий семейный кодекс Предоставьте жизни возможность протекать естественным путем, чтобы мог раскрыться врожденный потенциал вашего ребенка. Ведь цель его жизни состоит в самосохранении и реализации врожденных способностей и влечений с наименьшим ущербом и при минимальных неудачах. Счастье - это в значительной мере реализация самого себя, удовлетворение своих запросов. Краткий семейный кодекс Любое топтание на месте, любая задержка, пауза, остановка в развитии - предпосылка к поражению в борьбе за реализацию ребенком своих задатков, за творческую самоотдачу. Не успокаивайте себя тем, что если не сегодня, так позднее он себя найдет: прошлое неизбежно и закономерно входит в настоящее, а настоящее - в будущее. Краткий семейный кодекс Большинство наших детей - "просто дети", родные, но "обыкновенные". Не стремитесь сделать из них вундеркиндов, ставя чрезмерные, непосильные требования. Ребенок должен чаще испытывать удовлетворение от того, что он что-то может, чем тревожность из-за своей неполноценности. Краткий семейный кодекс Не ориентируйте даже самого способного ребенка на исключительность! На этом пути его ждет разлад с самим собой: рядом с ним будет кто-то еще более одаренный, трудолюбивый, удачливый. Краткий семейный кодекс Состояться в жизни может только активный ребенок. Растите человека действия, человека поступка. Бездействующие мозг и мышцы теряют свою работоспособность. Краткий семейный кодекс Позволяйте ребенку рисковать! Допускайте в делах, которые он выполняет, определенную долю риска. Тогда придут смелость, умение быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Оставляйте за детьми право на ошибки! Краткий семейный кодекс Исключите из своей практики выражение: "Делай, раз я велел". Замените эту форму предъявления требований иной: "Делай потому, что этого не сделать нельзя" или "Делай потому, что это принесет кому-то пользу". Краткий семейный кодекс Будьте терпеливы! Относитесь терпимо к детским проявлениям: процесс развития - испытание не только для нас, родителей, но и для самого ребенка. Воспитывайте его требовательной любовью. Краткий семейный кодекс Будьте последовательны в своих требованиях, но при этом помните: твердость линии в воспитании достигается не наказаниями, а стабильностью обязательных для выполнения правил, спокойным тоном общения, неторопливостью. Краткий семейный кодекс Никогда не отказывайте ребенку в помощи! Оказывайте ему помощь-поддержку, помощь-веру, помощь-участие. Никто из нас не имеет права посягать на естественное желание ребенка прожить свою, а не чью-то жизнь! Краткий семейный кодекс Оценивая своего ребенка, говорите ему не только о том, чем вы недовольны, но и что в нем вас радует. Всегда правильнее сравнивать человека с самим собой. Краткий семейный кодекс Учитесь ответственности! Родительская беспечность - механизм, продуцирующий долги перед судьбой ребенка, перед его настоящим и будущим. Ответственные родители предвидят последствия своих слов и действий.