Системно-деятельностный подход в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов через реализацию длительного проекта «Я – помню, я – горжусь»
-1080135-729615
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Системно-деятельностный подход в процессе гражданско-патриотического воспитания учащихся начальных классов через реализацию длительного проекта «Я – помню, я – горжусь»
Автор:Васильева Надежда Арсентьевна
классный руководитель 4Г класса
МБОУ СОШ №45
8-950-619-44-48
Г.Нижний Новгород
2015г.
-1080135-701040СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3
Цели и задачи проекта «Я- помню, я – горжусь» 4
Механизм реализации проекта 4
Этапы реализации проекта 5
Ожидаемые результаты 6
Участники проекта 7
Партнёрство 7
Управление 7
Результаты проекта 8
Заключение 8
Литература 9
-1080135-701040-1080135-701040Введение
Гражданская ответственность и патриотизм народа, прежде всего молодёжи, которой принадлежит будущее – одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России, её продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества. Поэтому в настоящее время насущной задачей становится воспитание гражданственности и патриотизма.
Главная задача гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи – формирования их сознания в духе любви к Отечеству, активной жизненной позиции, стремления отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
В.В.Путин на педагогическом форуме «Качественное образование во имя страны» отметил: «Что мы сегодня наблюдаем? Всплеск, в некоторых местах во всяком случае, национализма, утрату семейно-нравственных ценностей, культурных традиций, идентичности. Это добром не заканчивается, как правило».
И я считаю, что прививать дух патриотизма к своей Родине, нравственные ценности необходимо через изучение истории своей семьи, своей страны. А самым важным событием в истории России, которое затронуло судьбы всех семей - Великая Отечественная война и победа в ней советского народа.
Для этого был создан проект «Я – помню, я горжусь!»
В воспитательной работе я использую технологию системно-деятельностного-подхода, который способствует формированию личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, снимающее оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход объединяет эти подходы. Ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе. Системно-деятельностный подход способствует формированию УУД (в соответствии с ФГОС).
-1080135-4074795
Цели и задачи проекта «Я- помню, я – горжусь»
Цель данного проекта: через изучение судьбы своей семьи, страны в годы Вов, создание условий для становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России.
Задачи: - воспитывать в детях гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- усилить роль семьи, через совместную деятельность с родителями и другими родственниками, через чувство гордости за своих предков;
- увеличить интерес учащихся к интеллектуальному (исследовательскому) труду:
-способствовать сплочению коллектива через совместную деятельность педагога, детей и родителей;
- раскрыть творческий потенциал детей.
Механизм реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 года ( с 1 по 4 класс) и включает разнообразные формы деятельности:
- беседы с родственниками, ветеранами Вов, участниками тех событий;
-1089660-653415- создание докладов, презентаций, стенгазет;
-подготовка выступлений перед ветеранами, учениками других классов;
- изучение материалов о Вов, используя ресурсы школьной и районной библиотек, музеев, интернет-ресурсов;
- просмотр художественных фильмов о Вов для детей
- участие в акциях «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»
- экскурсии
Этапы реализации проекта
1 этап (1 класс) «Мои родственники в годы Вов». Во втором полугодии первого класса дети узнают о своих родственниках участниках Вов, тружениках тыла. Результатом работы являются совместно оформленные с родителями доклады. Лучшие выступления детей представляются на праздничном концерте перед ветеранами и участниками Вов.
Участие в акциях «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»
2 этап (2 класс). «Мои родственники на полях боевой славы» Дети ищут информацию о своих родственниках, кто был непосредственным участником боевых действий на различных фронтах Вов. Итогом работы становится литературно-музыкальная композиция «Мы будем помнить ваши имена», для которой дети под руководством классного руководителя и родителей подбирают стихи, песни.
«Приокчане в годы Великой Отечественной войны». Дети ищут информацию как о приокчанах-героях Вов, так и о простых тружениках тыла, посещают музей Приокского района. Работа проводиться в группах, результатом которой становятся созданные стенгазеты, а также выступления пред учениками других классов.
Участие в акциях «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»
3 этап (3 класс) «Вклад горьковчан в Великую Победу». Ребята совместно со взрослыми (классный руководитель, педагоги школы, родители) изучают данную тему и создают презентации в электронном виде.
-1070610-739140Участие в акциях «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»
4 этап (4 класс) «Не бывает детей на войне» Ученики от родителей, бабушек, дедушек узнают информацию о родственниках, знакомых семьи, кто в годы Вов был ребёнком. Изучают жизнь детей-героев ВОВ (совместно с сотрудниками библиотеки имени Фадеева). Ученики обобщают полученную информацию и впечатления. Затем начинается работа в группах, и ребята совместно со взрослыми создают литературно-музыкальную композицию «Не бывает детей на войне».
Итогом работы всех четырёх лет станет написание сочинений, посвященных теме Вов. Лучшие работы будут опубликованы на сайте класса и педагогических сайтах.
Ожидаемые результаты
- формирование активной гражданской позиции и ответственности учащихся;
- получение учащимися знаний и умений по поиску и сбору исторической информации, составлению выступлений, создание презентаций;
- участие в городских акциях «Подарок ветерану», «Георгиевская ленточка»;
- сплочение ученического и родительского коллективов через участие в совместной деятельности;
- налаживание партнерских отношений с Советом ветеранов Приокского района;
- повышение статуса каждого члена классного коллектива согласно ступеням личностного роста.
-1086485-720090Участники проекта: ученики класса, родители, классный руководитель.
Музей Приокского района
Администрация
МБОУ СОШ №45
Партнерство
Библиотека имени Фадеева
Родительский
коллектив
Совет
ветеранов
Приокского района
Школьная
библиотека
Кинотеатр «Зарница»
Педагогический
коллектив
Ученические коллективы других классов
Управление
Управление реализацией и отслеживание результатов деятельности по проекту осуществляет Совет проекта, в который входят: классный руководитель, член совета ветеранов Приокского района, представители ученического и родительского самоуправления.
-1070610-710564Результаты проекта
- участие в проекте 26 семей из 29;
- участие в тематических конкурсах (в 2012 году трое детей заняли призовые места в районном конкурсе «Моя семья в истории страны»)
- 24 ученика из 29 указывает день Победы как один из значимых государственных праздников; для большинства членов коллектива 9 Мая стал праздником, который хочется отмечать наравнее с 8 марта и 23 февраля;
- по опросу, проведённому среди родителей, участвующих в проекте:
14 родителей узнали новую для себя информацию о своих родственниках;
15 родителям понравилось работать вместе с детьми;
21 родителей испытали чувство гордости от того, что о их родственниках, участниках ВОВ узнали другие люди;
- положительная динамика развития УУД
УУД познавательные коммуникативные регулятивные личностные
уровень 2 класс (25чел.) 4 класс
(29чел.) 2 класс (25чел.) 4 класс
(29чел.) 2 класс (25чел.) 4 класс
(29чел.) 2 класс (25чел.) 4 класс
(29чел.)
высокий 3 7 5 11 1 4 7 19
средний 11 13 11 15 9 13 10 8
низкий 11 10 9 3 15 12 8 2
Заключение
Проект «Я-помню, я-горжусь» воспитывает в детях чувство гордости за свою семью, страну; уважение к людям старших поколений. Дети и родители получают удовлетворение от совместной работы.
Внедрение данного проекта поможет вырастить поколение людей убежденных, благородных, способных принимать решения на благо обществу и Отечеству – граждан Российской Федерации, а также способствует выполнению задачи, поставленной государством перед школой: гражданско-патриотическое воспитание школьников, которое является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.
-1070610-1937385 Системно-деятельностный подход в воспитательной работе, а не единичные мероприятия, позволит сформировать в детском сознании дух любви к Отечеству, стремление отдать свои силы и знания, трудовой потенциал на благо Родины.
Я надеюсь, что работа по данной теме продолжится учениками и в средней школе.
Литература
Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др.В семье- Отечества судьба. Н.Новгород, 2004
В диалоге с семьёй. Научно-методический сборник/ Под ред.Т.В.Свадьбиной, Н.В.Пановой. Н.Новгород, 2014г.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008
Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М, 2008г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / под. Ред. А.Я.Данилюка, в 2 частях. Москва, 2001
Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Москва, 2006
Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел»/ http://www.kommunarstvo.ruКлюч к успеху. Современное гражданское воспитание учащихся: научно-методический сборник, Н.Новгород, 2013г.
-1057910-710565Осин А.К. Системно-деятельностный подход в воспитании. http://do.gendocs.ru/Селевко Г.К. Воспитательные технологии. Москва, 2005
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2011
1september.ru
consultant.ru
funlove.at.ua
kommunarstvo.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
standart.edu.ru