Технологическая карта урока на тему Имя существительное — часть речи удивительная


Урок русского языка в 6 классе «Имя существительное как часть речи”
Учитель: Пелипеева Н. А.
Цели:
обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
совершенствовать навыки морфологического разбора;
повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Технологическая карта урока:
Этап урока,
время Учитель Ученики Универсальные учебные действия ученика
I. Этап мотивации
Цель: организовать направленное внимание на начало урока;
Создать положительный настрой у учащихся на урок. Здравствуйте , ребята! Сегодня такой замечательный день! На улице тепло, солнечно. И, мне хочется надеяться, что у вас хорошее настроение и мы вместе активно поработаем на уроке. . Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения
(Л).
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
II. Актуализация знаний
Цель: повторить и обобщить сведения о существительном
III Постановка учебной задачи
Цель:
подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Ребята, кто из вас бывал в больших городах? Каких? А кто был в столице нашей родины в Москве? Легко ли добраться до нужного адреса? (да, особенно на метро)Действительно, метро - самый удобный вид транспорта и есть во многих крупных городах.
А теперь представьте, что мы оказались в большом городе под названием Морфология. Как вы думаете, много ли жителей в этом городе? (Много, и все они обязательно являются какой-либо частью речи. ) Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к одному из них- Имени Существительному. Слайд 1 Запишите тему нашего урока: «Имя существительное как часть речи»- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном)

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. по необходимости корректирует план работы на урока. Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.
Формулируют тему урока.
Фиксируют возникшее затруднение Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Л 3 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные:
умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.
Познавательные:
строить высказывания в устной форме.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).
Нам предстоит с вами увлекательное путешествие И чтобы быстро добраться в нужное место , мы поедем на метро. Как вы думаете, какие станции будут по пути следования нашего маршрута?Слайд 2- Все задания, которые вы выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру на тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить упр. в учебнике. У каждого есть выбор Выслушиваются ответы детей(Станция «Общее значение», «Род», Одушевленные и неодушевленные имена сущ.», Станция «Нарицательных и собственных имен сущ.», «Падеж», «Число», «Склонение», «Синтакс. Роль» Построение выхода из ситуации. Для чего необходимы имена существительные ?-Давайте спустимся в метро и отправимся в путь. 1.Станция «Общее значение»Слайд )Задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести
Синий цвет, синеватая окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.
(Слайд )Рыба, название которой в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и острые – есть даже на языке и небе)
(Слайд )Синоним слова бескорыстие
(Слайд )Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»
(слайд )в переводе с индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
(слайд )войсковое подразделение ,состоящее первоначально из ста человек.
(слайд )Синоним слов «работа, занятие» (слайд )(слайд )8) Буква русского алфавита, не обозначающая звук.
- Какие словари помогли мне подготовить данное задание?
Какое «спрятанное» слово получилось?
- Какое оно имеет отношение к существительному?
Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)
Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, выполняют задание.
определяют слово «сущность»
Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
V Закрепление.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи.
(Слайд ) - Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:
Всему название дано:И зверю, и предмету,Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету!
Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку
-Поехали дальше и следующая.Станция «Род существительных»
(Слайд)Стихотворение Р.Фархади «Земные слова»
На всех языках есть такие слова:
мать, родина, счастье,
река, синева.
Кто б ни был,
любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые, земные...
И суть их проста:
хлеб, утро, работа.
мечта, красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
война, разоренье, жестокость, вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского родства:
мир, дружба и радость высокой волной -
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.
Задание: 1 ряд выписывает слова муж. р,2 ряд – слова жен. Р., 3 ряд – с.р. Ответы учащихся П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника

2.Продолжим наш путь и следующая станция метро «Падеж имен существительных»Работа с учебником. Упр. 245. Примеры из упр. 246.
3.Станция «Число имен сущ.» Задание:(Слайд) Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.
Выписывают имена существительные в тетрадях.
Дают ответы, пытаются исключить и обобщить существительные по разным признакам.
П: умение структурировать знания,освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Организует работу в тетрадях
4. -Мы прибыли на станцию «Склонение» Давайте вспомним, что вам известно о такой грамматической категории существительного как склонение.
5..Станция «Одушевленные и неодушевленные имена сущ.
Слайд
Задание:определите, какими являются существительные снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными.
Скажите, по системе окончаний снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат говорить.
- А вспомните страшные истории, которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то и воспринимаются как одушевленные существа, но никогда вы не скажете – трупы.).
Формулируют правило; выполняют упражнение 249 у доски и в тетрадяхучащиеся в тетрадях. проверяют окончания в именительном, родительном и винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме слова «труп».
Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают вслух 6. Станция «Собственные и нарицательные имена сущ.»
- Существительные помогают найти нужные учреждения, магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные А какие еще есть существительные? А в чем между ними разница? Слайд- Перед вами несколько фотографий с видами нашего города . Сделаем под ними подписи, употребив имена собственные. Составим несколько связных предложений на тему «Мой город»
7. Переход на станцию «Синтаксическая роль в предложении»
Существительные подчеркнем как члены предложения.
- Сделаем вывод: каким членом предложения может быть имя существительное?
Учащиеся дают ответы
Выполняют творческую коллективную работу. Определяют синтаксическую роль существительных.
Предложения записывается в тетрадях, существительные подчеркиваются как члены предложения. Делаются выводы. П:, умение структурировать знания: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникацииП: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
VI РефлексияОценки за урокД.З. Организует фиксацию знаний в памяти учащихся, анализирует учебную деятельность учащихся, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксирует затруднения как направление для работы на следующих уроках.
- На каких станциях мы сегодня побывали?
- Удалось ли нам вспомнить и повторить всё, что мы изучали об имени существительном?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
На выбор:1) Мини-сочинение на тему «Чем меня удивило имя существительное»;»2) Упр № Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).