Классные часы для учащихся 5 классов
Классный час. Профилактика сердечно-сосудистых заболеванийЦель мероприятия: познакомить детей с особенностями человеческого сердца и рассмотреть меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Задачи:
На основе имеющихся знаний выявить особенности человеческого сердца;
Рассмотреть возможные риски для сердечно– сосудистой системы;
Показать наглядно меры профилактики сердечно– сосудистых заболеваний;
Оформление класса:
На доске эпиграф: “Сердце – “маленький хозяин” организма человека”,
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. (5-7 минут)
Слово учителя: Ребята, давайте посмотрим на эпиграф, который написан на доске. О чём мы с вами будем говорить на этом классном часе?
Учащиеся: о сердце.
Слово учителя: расскажите, а что вы знаете о своём сердце?
Учащиеся: сердце находится за грудиной, смещено влево, четырёхкамерное.
Слово учителя: правильно. Я приведу вам только несколько фактов о человеческом сердце. Послушайте.
Масса человеческого сердца у взрослых составляет 250-300 грамм и зависит от величины тела и от физического развития и возраста человека.
Размер сердца соответствует в среднем сложенной в кулак кисти руки.
За одну минуту сердце взрослого человека , находящегося в покое, выталкивает в кровеносные сосуды 5-5,5 литров крови, при физической работе количество увеличивается до 15-20 литров. Всего за сутки сердце взрослого человека перекачивает до 10 000 литров крови.
К 16 годам объём сердца у человека увеличивается в 3-3,5 раза.
В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня.Древние египтяне считали, что четвертый палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошёл обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце.
Как считают специалисты, сердце обладает такой высокой надежностью и большим запаса прочности, которой вполне достаточно на жизнь в течении 150 лет.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30-35 минут)
Слово учителя: А теперь скажите, кто из вас может сказать, что он знает о своём сердце всё?
Учащиеся поднимают руку.
Слово учителя: а кто уверен, что его сердце полностью здорово?
Учащиеся отвечают.
Слово учителя: давайте проверим, есть ли опасность для вашего сердца сейчас, или ему не о чем беспокоиться.
Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. Отвечайте только честно, так как от этого зависит результат нашей работы.
На каждый вопрос вы отвечаете только “ДА” или “НЕТ”
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Слово учителя: теперь давайте посмотрим ваши результаты и сосчитаем количество рисков для вашего сердца.
Учащиеся подсчитывают результаты по схеме на доске.
Сначала вспомним несколько простых упражнений, которые можно делать без всякой физической подготовки и которые очень полезны для сердца:
Руки опущены вдоль туловища. Вдох. С напряжением поднять прямые руки через стороны вверх. Выдох. Вдох. Опустить руки через стороны вниз. Выдох. Вдох. Свести прямые руки перед собой, ладонями друг к другу. Выдох. Вдох. Развести руки в стороны ладонями назад. Выдох. 2) Руки согнуты в локтях. Ладони у груди. Вдох. Выбросить левую руку вперёд согнутой кистью, как бы отталкивая воздух. Выдох. Вдох. Вернуть руку к груди ладонью к себе. Выдох. Вдох. Выбросить правую руку вперёд. Выдох. Вдох. Вернуть руку к груди. Выдох. Вдох. Выбросить обе руки вперёд, ладонями от себя. Выдох. Вдох. Вернуться в исходное положение. Выдох. 3) Как бы косим косой траву. Вдох. Движение косой влево с одновременным выдохом. Вдох делается медленный, во время возврата в исходное положение. Сделав несколько движений влево, начинаем делать те же движения, но вправо. 4) Как бы вытряхиваем тяжелое одеяло, держа его за концы. Вдох. Резкое встряхивание. Выдох.
Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения.
Слово учителя: Каждый из вас сегодня составит себе памятку о том, как надо беречь своё сердце.
Оформление вашей памятки может быть любым, на ваш вкус.
Учащиеся начинают заполнять памятки.
Слово учителя: Давайте вспомним продукты, полезные для нашего сердца:
Шпинат – это растение, равно как и многие другие (салат латук, кинза), содержит много витамина В9. Этот витамин позитивным образом действует на сердце и сердечно – сосудистую систему в общем.
Овёс – Именно из него делают большинство завтраков, основанных на зернах. Правда, большинство продуктов на основе овса приготовлено из зерен, с которых уже сняли оболочку – а ведь именно в ней содержатся те витамины, которые нужны организму человека. Это, в первую очередь, витамины В и Е. Кроме того, зерно содержит антиоксиданты и клетчатку.Но для сердца главное то, что в овсе содержится бета-глюкан, вещество, которое уменьшает общее количество холестерина и липопротеидов в крови человека. Некоторые исследования показывают, что при регулярном потреблении продуктов, приготовленных из неочищенных зерен овса, снижение холестерина составляет 18%.
Орехи – Почти все орехи являются богатым источником моно и поли-ненасыщенных жиров, которые не только понижают общий уровень холестерина в крови, но и увеличивают общее количество "хорошего" холестерина. Несколько исследований медиков показали, что диета, в которую включены орехи, приводит к снижению общего уровня холестерина на целых 35%
Красная рыба – в ней есть практически все, что нужно сердцу. К примеру, в красной рыбе много омега-3 жирных кислот, которые являются реальной панацеей от сердечно-сосудистых заболеваний. Понижение давления, снижение уровня холестерина, позитивное влияние на стенки сосудов – все это только часть эффекта омега-3 жирных кислот.
Минералы, необходимые для сердца.
Калий – главный внутриклеточный элемент, оказывающий многогранное воздействие на функционирование сердца. Его дефицит приводит к различным нарушениям, в первую очередь, к развитию аритмии. Мы часто “теряем” калий при стрессах, избыточном потреблении поваренной соли, алкоголя, сахара, кофе.
Магний – После кислорода, воды и пищи, магний, возможно, является самым важным для организма элементом. Он участвует в более чем 350-ти различных биохимических реакциях, каждая из которых необходима для правильного функционирования организма. Для любого человека с больным сердцем при регулярном приёме пищевых добавок, содержащих магний, становится возможным следующее:
Беспорядочные сердечные ритмы становятся более устойчивыми.
Улучшаются показатели кровяного давления.
В организме поддерживается лучший баланс калия – еще одного минерала, важного для сердечно-сосудистой системы.
Сердце перекачивает больший объем крови без дополнительной потребности в кислороде.
Сжавшиеся кровеносные сосуды расслабляются, обеспечивая более свободный кровоток.
Приступы стенокардии (боли в груди) случаются менее часто.
Из-за предотвращения слипания тромбоцитов снижается вероятность образования сгустков крови (тромбов), закупоривающих артерии.
Что противопоказано сердцу:
Алкоголь – Являясь клеточным ядом, алкоголь повреждает клетки сердечной мышцы и повышает давление (даже при однократном приеме – на несколько дней), отравляя нервную и сердечно – сосудистую систему.
Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах – эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром “красного носа”), поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.
В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат – преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь
Никотин – Курение вызывает спазм питающих сердце сосудов (содержащиеся в табаке смолы меняют их структуру) и повышает свертываемость крови, что ускоряет образование тромбов. Никотин резко усиливает накопление в организме лишнего холестерина, повышает содержание в крови соединений, вызывающих образование жира. Все это вместе взятое приводит к ишемической болезни сердца, нередко переходящей в инфаркт миокарда.
Коварство табака в том, что его разрушительная работа до поры до времени скрыта от человека. Нередко только за 3-4 недели до трагического конца курящие начинают отмечать давящие боли в области сердца, чувство тяжести в руках, особенно в левой, что говорит о надвигающейся опасности. Наряду с этим наблюдается повышенная утомляемость, слабость и удушье.
При курении никотин способствует повышению частоты сердечных сокращений, в результате сердце вынуждено работать интенсивнее и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, входящий в состав сигаретного дыма (он сохраняется в организме в течение 3-4 часов после курения), уменьшает количество кислорода, поступающего к сердцу. Кислородное голодание организма усугубляет синильная кислота, содержание которой в дневном “рационе” среднего курильщика хоть и в 40 раз меньше смертельной дозы, но все равно крайне неблагоприятно для организма.
Кроме того, из-за курения сужаются сосуды, что также повышает давление.
Стрессы – Основная нагрузка от стресса ложится на наше сердце. Для сравнения, в спокойном состоянии сердце перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры возрастают до 15-20 литров. А это в три-четыре раза больше! У людей среднего и старшего возраста значительно увеличивается риск возникновения инсультов и инфарктов.
Ни в коем случае не “запивайте” стресс кофе или спиртными напитками. Они поднимают давление, нагружая сердце еще больше.
Гиподинамия – У людей, находившихся в состоянии гиподинамии, обнаружены существенные изменения на всех уровнях жизнедеятельности организма: нарушение кровоснабжения сердца и мозга, кровоизлияния, очаговые деструкции и кислородное голодание в этих органах. При гиподинамии снижается интенсивность окислительных процессов в сердце и скелетных мышцах, падает интенсивность обновления богатых энергией соединений, изменяется нейрогуморальная регуляция органов и тканей .Жирная пища и сладкая пища – вызывает увеличение массы тела, что является дополнительной нагрузкой на сердце.
Учащиеся оформляют памятки.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3-5 минут)
Слово учителя: мы проделали сегодня очень важную работу, мы позаботились о своей жизни. Давайте ещё раз посмотрим на наш эпиграф на доске. Какой смысл теперь вы видите в этом выражении?
Учащиеся высказывают свои мнения .Слово учителя: Надеюсь, этот классный час был для вас как полезным, так и интересным. Спасибо за работу.