Презентация к уроку-путешествию Имя существительное- часть речи удивительная


Цели урока:- расширить знания детей об имени существительном;- закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;- развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки;- расширять познавательные интересы, развивать фантазию;- воспитывать любовь к русскому языку;- развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах;создать на уроке положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.Задачи:Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имён существительных в предложениях, обратить внимание на роль имён существительных в речи.Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову. Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным – полно,А безымянных – нету!И всё, что может видеть глаз –Над нами и под нами, -И всё, что в памяти у нас, -Означено словами! Александр АлександровичШИБАЕВ/1923-1979/ Г И П О Т Е З А: имя существительное – самая представительная и удивительная часть речи. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».К.Г.Паустовский «Имя существительное -хлеб языка». Л. Успенский Задание от Мудрецадля самых смелых СОСТАВИТЬ МИНИ-ПРОЕКТ:Род имён существительных.Существительные собственные и нарицательные.Существительные одушевлённые и неодушевлённые. Шепот, робкое дыханье.          Трели соловья,Серебро и колыханье          Сонного ручья.Свет ночной, ночные тени,          Тени без конца,Ряд волшебных изменений          Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,          Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,          И заря, заря!..А.Фет ПОДСЧИТАЙТЕ, СКОЛЬКО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СТИХОТВОРЕНИИ. Утро. Роща. Луг. Река.Воздух. Небо. Облака.Ива. Трели. Соловьи.Солнце. Отблески зари.Одуванчик. Василёк.Жук. Букашка. Мотылёк.Стадо. Песня пастуха.Лето.Травка. Степь. Ольха.Тишина. Ночь. Темь. Луна.Звёзды. Свежесть. Мушкара.Рыба. Плеск. Уха. Костёр.Пламя. Смех.Крик. Разговор.Стог. Коса. Стук. Пересвист.Куропатка. Филин. Риск.Зорька. Капельки росы.Щебет. Поле. Куст. Дрозды.Холодок. Вздох ветерка.Утро. Роща. Луг. Река. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА ПО ЧЕТЫРЁМ ГРУППАМ. Конкретные существительные: ____________Вещественные существительные: _________Отвлечённые  существительные: __________Собирательные существительные: _________самолёт, стол, брат, грач, рыба, воздух, масло, сахар, бензин, чтение, бег, радость, храбрость, дети, одноклассники, листва, мебель, молодёжь, человечество. Станция «Неразберихино» СОСТАВЬТЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЕРНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ городптица пароход созвездие птица кафе Орёл«Орёл»орёлЛебедь«Лебедь»лебедь Станция «Синтаксическая» ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ БЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ «РОССИЯ» ВЫПОЛНЯЛО БЫ РАЗНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. I ВАРИАНТ –ПОДЛЕЖАЩЕЕ II ВАРИАНТ –ДОПОЛНЕНИЕ III ВАРИАНТ –ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Станция «Одушевленности» РАЗДЕЛИТЕ СЛОВА НА ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. Б..рёза, л..са, ст..рушка, м..две..ь, ст..рик, м..рко..ь, ..кно, праз..ник, м..л..ко, скв..рец, ска..ка. Станция «Склонений»:цифровой диктант ОПРЕДЕЛИТЕ СКЛОНЕНИЕ. КЛЮЧИ 1, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 2 ПОДБЕРИТЕ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ СИНОНИМЫ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ. ЗлакНеправдаДокторПоддержкаСилаБезветрие РожьЛожьВрачПомощьМощьТишь Станция «Род существительных» ОТБЕРИТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПО РОДАМ:I ВАРИАНТ – МУЖСКОЙ РОД,II ВАРИАНТ – ЖЕНСКИЙ,III ВАРИАНТ – СРЕДНИЙ. Золот… м…даль, солдатск… ш…нель, звучн… р…яль. Высок… тополь, вкусн… кофе.Жарен… картофель, вкусн… кака…, яблочн… повидл.... КЛЮЧИ Ж.Р. Ж.Р. М.Р. М.Р. М.Р. Ж.Р. С.Р. С.Р. ТАБАСАРАНСКИЙ – 46ДАРГИНСКИЙ – 11ВЕНГЕРСКИЙ – более 20ЭСТОНСКИЙ - 15БАСКСКИЙ – 11 Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА НА 3 ГРУППЫ: Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Грабли, метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол. Только единственного числа Только множественного числа Единственного и множественного числа Молоко, темнота, бензин, керосин, серебро Грабли, ножницы, опилки, очки, санки Яблоко, рука, цифра, стол, метель Станция «Число существительных» Станция «Удивительное рядом» МОРОЖЕНОЕПОПУГАЙРОЙПИЛАПЕЧЬ Р Е Ф Л Е К С И Я ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….Я вспомнил(а) о том, что существительные…Мне необходимо повторить материал о…Я доволен (довольна) своей работой на уроке, потому что… ДОМАШНЯЯ РАБОТА: 1. Сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.2. Составить кроссворд по теме «Имя существительное».3. Сочинение-миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?».