Открытый урок по теме Имя существительное как часть речи
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование
Современное общество развивается настолько быстро и стремительно, что большое количество людей должно следовать за прогрессом и быть «В тренде», что проблематично, учитывая развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Для данной категории учащихся должны быть созданы определенного рода условия как при их обучении и воспитательном процессе, так и в повседневной жизни.
Учащиеся с ОВЗ проявляют довольно низкий уровень познавательной деятельности, крайне сниженный уровень работоспособности.
Психические процессы у учащихся с проблемами в развитии находятся на довольно низком уровне, учитель на каждом уроке должен применять средства и приемы для активизации, коррекции и мотивации познавательной деятельности.
Для повышения уровня мотивации обучения у учащихся с ОВЗ я использую следующие методы и приемы:
1. Использование наглядных, ярких и легкодоступных пособий.
2. Использование карточек для выполнения заданий.3. Использование презентаций, мультимедийных пособий, и других средств ИКТ в ходе проведения урок и открытого занятия.
В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира; это необходимо для подготовки ко взрослой жизни.
Данный подход построения урока делает учеников участниками образовательного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Имя существительное как часть речи»
Тема
Имя существительное как часть речи
Цель
Знакомство учащихся с именем существительным, как самостоятельной частью речи
Планируемый результат
знакомство с именем существительным, как самостоятельной частью речи;
- имена существительные, их роль в предложении;
Основные понятия
Имя существительное
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы :
-основные
-дополнительные
Учебник: Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 6 класса;
раздаточный материал
Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа
Описание материала:
Конспект русского языка для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Имя существительное как часть речи»» Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э.В. Якубовской., Н.В.Павловой., Н.Г. Галунчиковой
Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении темы: Имя существительное как часть речи.
Учащиеся на практике обучаются использованию имен существительных в различных конспектах, отрывках из произведений, их роль в предложении.
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 6 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ
ТЕМА УРОКА:
«Имя существительное как часть речи»
Составила: воспитатель, учитель русского языка
ГБОУ школы №22 г. Армавира
Остапцова Н.А..
Цель урока: Знакомство учащихся с именем существительным, как самостоятельной частью речи.
Задачи урока.
знакомство с именем существительным, как самостоятельной частью речи;
- имена существительные, их роль в предложении;
Коррекционно-развивающие: - коррекция памяти и мышления,
-развитие речи учащихся;
- обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Здоровьесберегающие:
-коррекция мелкой моторики с помощью упражнений для рук;
- приёмы релаксации.
Воспитательные: - продолжать воспитывать познавательную активность.
Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 6 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
тетради, карточки для индивидуальной работы
Тип урока. Комбинированный урок.
Этапы урока.
1 Организационный.
2 Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук
3 Определение темы урока, цели и задач урока.
4 Усвоение новых знаний.
5 Физкультминутка.
6 Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
7 Обобщение знаний. Игровой момент.
8. Рефлексия
Ход урока.
Основные этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1.Организационный
2.Пальчиковая гимнастика
3. Определение темы урока
4. Усвоение новых знаний.
5. Физкультминутка
6. Закрепление знаний.
Речевая гимнастика
Самостоятельная работа
7.Обобщение знаний. Игровой момент.
8. Рефлексия
Организационный момент
упражнения с одновременным повторением потешек
.
Инструктаж.
Сообщение темы урока.
.Постановка проблемного вопроса. Вывод.
Выполнение упражнений с одновременным речевым сопровождением
Анализ ошибок.
Подведение итогов урока.
Повторение и закрепление изученного материала
Игра " Как меня зовут?"
Выполнение упражнений с одновременным повторением потешек
Ответы на вопросы.
Ответы на вопросы.
Индивидуальная работа у доски.
Самостоятельная работа в тетради.
Работа с карточками
Самооценка работы на уроке
Ход урока:
1. Организационный момент
- Ребята, давайте проведем с вами интересную игру «Как меня зовут?"
(Каждый учащийся называет свое имя)
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение "Птички"
- Птички машут раз, два , три,
Ты на нас всех посмотри
Крылом машут с интересом
и летают прям над лесом.
Ручки вверх – ручки вниз,
ручки вверх – ручки вниз,
Сядь за парту и учись!
3. Определение темы урока
На доске – написаны слова:
Мяч, ваза, девочка, мальчик, щенок, котик, травка.
- Составьте несколько предложений с данными словами
- Все эти слова – имена существительные и они бывают: как одушевленные и неодушевленные (живые и неживые), давайте разобьем их на 2 группы.
Учитель раздает карточки со словами: летняя погода; мягкая шерсть; красивая прическа; прозрачное стекло.
4. Усвоение новых знаний.
-учебник: 6кл - стр.159 (упр.№122)
- С какими словами можно соотнести слова на карточках и со словами на доске
5. Физкультминутка
Лодка по морю плыла
и качалась на волнах,
Руки Влево – вправо,
Руки Вперед – назад,
Покачали головой (круговые вращения шеей)
Так доплыли мы домой.
6.Закрепление знаний.
Речевая гимнастика
На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Карасю раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, ты Карасёнок, сказку!»
7. Дидактическая игра « Светофор»
Обобщение знаний
Рефлексия
- Давайте проведем игру «Ручками похлопаем, ножками потопаем», я буду называть слова, если существительные одушевленные – вы топаете ножками, а если неодушевленные – то хлопаете в ладоши.
Подведение итогов урока
Что нового узнали на уроке?
-Понравился вам урок?
Давайте скажем друг другу - спасибо.
Наш урок окончен.
Учащиеся выполняют игру-упражнение
Выполняют упражнения для мелкой моторики
Познавательные УУД
Общеучебные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Имена существительные бывают: как одушевленные и неодушевленные (живые и неживые)
В предложении имена существительные вступают, как главные, так и второстепенные члены предложения
Познавательные УУД
Общеучебные УУД
Коммуникативные УУД
Называют слова. Записывают в тетради.
Коммуникативные УУД
Здоровьесберегающие УУД
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.
Учащиеся проговаривают скороговорки
Познавательные УУД
Общеучебные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Учащиеся рассказывают, что им понравилось больше всего на уроке
Самоанализ урока:
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный, игровой.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе обучения).
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: учебник «Учебник: Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 6 класса, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы.
По типу – это урок изучения нового материала.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное как часть речи» курса «Русский язык для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э.В. Якубовской., Н.В.Павловой., Н.Г.Галунчиковой».
Данный урок один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками и является непосредственным продолжением изучения русского языка, являясь начальным уроком-введением в данную тему.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, учтено было: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
На всех этапах урока эффективно и полезно использовала время, прививала интерес к предмету, развивала воображение, внимание, память учеников.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.
Большая часть учеников класса максимально усвоила данную тему, которая была специально составлена с учетом развития учащихся с ОВЗ, что способствовало повышению уровня мотивации и познавательной деятельности.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя.
На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Все цели в течение урока были достигнуты.
Труд учащихся был оценён, были выставлены соответствующие положительные отметки.
Литература:
1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
2. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [электронный ресурс] http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
4. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
4. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33..
5. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге /
Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
6. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья http:// минобрнауки.рф/документы/5132
Заголовок 1Заголовок 215