Система работы по развитию речи на уроках русского языка и чтения для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида
г. Твери
Система работы по развитию речи на уроках русского языка и чтения
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Учитель: Жеребятьева Светлана Васильевна
г. Тверь
2017 год
Развитие речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида – одна из главных задач обучения коммуникативным навыкам школьников. Этой проблеме придаётся особое значение, так как от этого зависит социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие речи означает активное, практическое усвоение учеником различных сторон языка: произношения, словаря, синтаксического строя и так далее. Основная задача учителя русского языка и чтения заключается в том, чтобы школьники овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и в процессе речевой практики овладели умением правильно произносить слова, уместно употреблять их в речи, строить предложения и составлять текст.
Одним из важных направлений в работе над развитием речи является формирование и расширение лексического запаса, которое заключается не только в количественном увеличении словаря учащихся, но и в осознании значения слова в речи.
С целью активизации употребления глагольной лексики учащимся предлагаются следующие задания:
«Кто как подаёт голос?»
(Подобрать к данным существительным подходящие глаголы):
Петух … курица …
Ворона … гусь …
Воробей … кукушка …
«Заставь предметы действовать»
(Подобрать к данным существительным как можно больше глаголов):
воробей …, …, … .рыба …, …, … .цветок …, …, … .мяч …, …, … . Для уточнения значения слов можно предложить игровые упражнения:
« Закончи предложения»
Зима – это время года.
Кукла – это …
Шкаф – это …
Заяц – это …
«Угадай предмет по его признакам»
Жёлтый, овальный, кислый (лимон)
Резкий, холодный, северный (ветер)
Белый, мелкий, сладкий (сахар)
Детям даётся представление о синонимическом богатстве русского языка, о необходимости уместного употребления данного слова в контексте. На примере данного текста учащиеся делают вывод, зачем в тексте используются слова, по- разному называющие кабана:
Ограбил однажды кабан бурундука, обидел верзила младенца!
Сквозь землю унюхал грабитель бурундуковую кладовую, разрыл нору и по – свински зачавкал. Хоть бы зёрнышко оставил жестокий разбойник.
С целью совершенствования речевых умений при написании изложения
«Кукла» в 7 классе (отрывок из повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко) обращаю внимание учащихся на текстовые синонимы, которые использует автор, чтобы избежать повтора слова «кукла»:
нарядная барышня
новая знакомая
белокурая дочка Данные текстовые синонимы записываются на доске, объясняется их лексическое значение, оправданность употребления в контексте. Затем учащиеся пишут изложение по составленному плану с опорой на иллюстрацию с обязательным использованием текстовых синонимов.
Умение подобрать слова с противоположным значением свидетельствует о точном понимании слова и является хорошим показателем состояния словаря учащихся. При изучении темы «Имя прилагательное» на основе текста «Хмурая осень» предлагаю к именам прилагательным подобрать антонимы и проследить, как меняется содержание текста:
поздняя осень ранняя осень
плохая погода
резкие ветры
частые дожди
тяжёлые облака
холодные дни
унылое настроение При изучении глаголов разных семантических групп можно использовать дидактическую игру «Вернись обратно» (к глаголам движения нужно подобрать синонимы):
выбежал – забежал
вылетел - …
пришёл - …
приплыл - …
уехал - …
залез - … Умственно отсталые учащиеся обычно употребляют слова только в прямом значении, часто не понимая переносного смысла, поэтому им необходимо предлагать специальные задания, например: - Подберите такие глаголы, чтобы неживой предмет действовал, как живое существо:
Солнышко ,как ребёнок.
Костёр от сырости, как змея.
Снежинки, как бабочки.
Работа над избирательными средствами языка, в частности над сравнением, даёт представление не только о том, как один предмет похож на другой, но и придаёт выразительность высказываниям детей. Например, учащимся даётся текст с заданием: найти сравнения, соединив их со специальными словами «как», «словно», «будто».
Удивительную картинку увидел я в лесу. Сосны и ели стоят, … великаны. Между ними тропинка вьётся, … змейка. А в траве грибы. Шляпки у них, … разноцветные пятачки.
Каждый предмет на что – нибудь да похож!
На уроке развития речи на тему «Описание живого предмета» учащиеся воспринимают на слух текст «Слон» (отрывок из одноимённого рассказа А.И.Куприна). Данный фрагмент насыщен сравнениями. Во время повторного чтения умышленно пропускаются сравнения, а дети должны воспроизвести их по памяти. Затем сравнения записываются на доске, и учащиеся используют их при написании изложения:
ноги слона … как столбы
уши … словно лопух
хобот извивается … будто змея В силу конкретности своего мышления и бедности лексического запаса учащиеся с интеллектуальной недостаточностью практически не используют в речи слова с отвлечённым значением. Для активизации словаря с отвлечённой лексикой использую «словарь настроений» (таблица с карточками, которые характеризуют эмоциональное состояние героев произведений: страх, ужас, отчаяние, доверие, облегчение).
Более подробно данный вид работы представлен в приложении при изучении рассказа «Желтухин» А. Н. Толстого на уроке чтения в 5 классе.
В работе по развитию речи большое значение придаётся использованию текстов. Текст – один из основных видов учебного материала, который в силу своих характерных свойств (последовательность, описательность, объяснительный характер) развивает различные стороны речи. На базе текста формируются коммуникативные умения и усваиваются речеведческие понятия: текст, тема, заголовок, основная мысль и факты, подтверждающие её, структура текста, связь предложений, изобразительные средства языка. Стиль речи и так далее.
Все виды работ над усвоением речеведческих понятий представлены в строгой последовательности. Вначале предлагаются упражнения, помогающие учащимся освоить само понятие, далее даются задания, помогающие овладеть способом действия на основе понятия(конструирование текста из заданных элементов, дописывание фрагмента текста, редактирование и так далее).
Наконец, предлагаются задания творческого характера на специальных уроках развития речи (уроки обучающих изложений и сочинений), которые ориентированы на активизацию всего комплекса речевых умений учащихся.
К сожалению, при проведении творческих работ у учащихся отмечается одна и та же ошибка: некоторые высказывания выходят за рамки темы. С целью предупреждения этого недочёта учащиеся редактируют предложенный текст, находят «лишнее» предложение, «не на тему»:
Днём и ночью по трубам бежит вода. Она поит людей, стирает бельё, тушит пожары. В жаркое время часты пожары.
В небе плывёт туча. Это тоже вода. Летом она прольётся дождём, напоит леса и поля. Зимой упадёт снегом, укроет землю от мороза.
В высказываниях учащихся с отклонениями в развитии часто наблюдаются различные недочёты в связности изложения. Составление графической схемы средств связи предложений в тексте облегчает запоминание и воспроизведение текста. С целью предупреждения речевых недочётов предлагаю учащимся восстановить текст по схеме с параллельной связью (даны основная мысль и факты, её подтверждающие):
Лесные жители приготовились к зиме.
муравьи
заяц
медведь
белка
При описании помещения предложения в текстах строятся по схеме: где? – что? У учащихся вызывают трудности выбор предметов обстановки и подбор языковых средств для передачи значения где? – что? Распространёнными ошибками являются неоправданный повтор слова при обозначении места (рядом), а также указание на наличие предмета (стоит). Обращается внимание учащихся, что в текстах данного типа уместны глаголы «стоит, лежит, висит, находится, располагается» и безглагольные конструкции. Акцент делается на разнообразие средств со значением местоположения: около, рядом, напротив, в центре, справа от… , слева от… и т.д. Вначале учащиеся отрабатывают умение составлять текст описательного характера. Например, дописывают предложения, указывая, где находятся предметы в классном помещении:
Наш класс уютный и чистый. … стоят парты. … висит доска.
… шкаф. … лежат книги и наглядные пособия. … стол учителя.
… цветы.
Затем учащимся предлагается вставить в каждое предложение глаголы со значением наличия и сравнить, какой текст получился удачнее. На следующем уроке учащиеся коллективно описывают столярную мастерскую. На дом дети получают творческое задание: описать свою комнату по опорной схеме:
где? -
на полу рядом
на столе около
у стены справа
на окне слева что?
( предметы)
…
…
…
…
С целью уяснения способов воспроизведения текста школьники знакомятся с понятием «опорные слова текста». Сначала в игровой форме учащиеся получают представление о значении ключевых слов и словосочетаний, на которых держится текст. Учитель предлагает дидактическую игру «Угадай сказку». Сказочник загадал слова и спросил:«Что это за сказка?»
Слова и словосочетания:
посадил
вырастил
стал тянуть
тянет – потянет
вытянуть не может
позвал, вытянули Учитель спрашивает ребят, какие слова больше всего помогли им понять, что речь идёт о сказке «Репка». Далее делается вывод: слова, которые помогают восстановить текст, называются опорными. Можно предложить учащимся вспомнить сказку, назвать опорные слова из неё, попросить ребят угадать её. Например:
- Деревянный мальчишка, длинный нос, не любит учиться. (Буратино)
- Хвастливый, любит варенье, на спине пропеллер, лучший друг малыша. (Карлсон)
Таким образом школьники учатся восстанавливать текст по опорным словам знакомых сказок, потом текстов разных стилей.
Работа над связной речью увязывается с усвоением понятий, смысловых компонентов текста, требует соблюдения его основных частей: вступления, главной части, заключения. В работе над структурой текста учащиеся делят его в соответствии с данным планом, вносят изменения в исходный текст: дописывают начало или конец, наиболее полно раскрывают главную часть. Как приём обучения используется коллективное составление плана. Для примера приводится текст в разговорном стиле, на основе которого пятиклассники составляют план.
Её все знают с раннего детства. Она участвует во многих народных сказках. У кумушки – лисы зубки острые, шубка тёплая, хвост пушистый .У неё шерсть рыжая, а на шее белый галстук. Любит лиса кур и уток. За это её называют разбойницей.
На основе данного текста можно проверить уровень сформированности речевых понятий и умений. Учащимся целесообразно предложить следующие задания:
докажите, что запись является текстом;
определите тему текста;
подберите заглавие;
укажите способ связи в тексте;
найдите текстовые синонимы, опорные слова;
разделите текст на части.
В результате коллективного обсуждения учащимся I уровня обучения даётся задание: воспроизвести текст по плану и опорным словам. (Учащиеся с низким уровнем обученности описывают текст с помощи карточки, разделив его на части в соответствии с приложенным планом).
Работа по развитию речи многогранна. Практически на каждом уроке предусмотрены задания по коррекции и развитию речи: составление предложений по схеме, опорным словам, картинке; ответы на вопросы, дополнение и распространение предложений, дописывание части текста, определение границ предложений, работа с деформированным текстом, редактирование.
Каждый урок чтения предполагает различные виды работ по развитию речи. На уроках чтения ведётся систематическая работа по формированию выразительных средств устной речи: при помощи повышения и понижения голоса, соблюдения пауз, логических ударений, правильного темпа речи. Большое значение имеет соблюдение орфографических норм при чтении текста. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью часто нарушают правила орфоэпии, заменяя их орфографическим чтением слов. В начале каждого урока чтения проводится артикуляционная гимнастика или логопедическая пятиминутка (для выработки чёткой дикции используются скороговорки и чтение многосложных слов с трудным сочетанием звуков, например, слово «равноденствие» при изучении статьи «Март» В. Бианки)
Обращаю внимание учащихся на то, что произведения различных жанров читаются по-особому: стихи – напевно, басни и проза передаются тоном, близким к разговорной речи. Требую от детей правильно интонировать вопросительные, повествовательные, восклицательные предложения, а также предложения с однородными членами и обобщением.
На уроках чтения продолжается работа над обогащением лексического состава речи учащихся. Регулярно объясняется и уточняется значение непонятных слов. Например, при изучении стихотворения А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…» школьники к слову «буря» подбирают синонимы – ураган, буран, метель.
При анализе содержания рассказа «Слепой домик» О. Бондарчука (5 класс) большое значение отводится работе над переносным значением слов, подбором синонимов, расширением словарного запаса:
Почему рассказ называется «Слепой домик»?
Прямой или переносный смысл имеет это название?
Объясните, что такое ставни?
Каким стал домик с открытыми ставнями? (светлым, зрячим)
Какое чувство испытывает мальчик к старику? (жалость, сострадание, сочувствие)
Какими словами можно охарактеризовать Рому? Какой он?
чуткий
заботливый
внимательный У умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость мотивов к высказываниям, поэтому необходимы специальные вопросы, требующие активизации речевой деятельности:
Что вы можете сказать о соседях старика? Какие они? (безразличные, бездушные, чёрствые, равнодушные)
Какую помощь мы можем оказать пожилым людям?
Вспомните и приведите примеры заботливого отношения к старым, больным, беспомощным людям.
Какое настроение передал автор этим рассказом?
Подумайте, какая главная мысль этого произведения? Что хотел нам сказать автор?
При изучении статьи «Март» В. Бианки акцент делается на формирование умения анализировать текст, развитие устной речи и образного восприятия. Главное внимание обращалось на работу со словами автора, объяснялось значение просторечных слов («грачевник», «капельник» и др.) и образных выражений. В беседе по репродукции картины «Мартовское солнце» художника Юона учащимся предлагается передать содержание картины о природе с элементами описания, определить тему и настроение произведения. (Более подробно виды работ по развитию речи на основе статьи «Март» В. Бианки представлены в приложении.)
В заключении хочется отметить, что работа над развитием речи должна нести системный, последовательный и целенаправленный характер. При этом условии она поможет учащимся коррекционной школы расширить свой словарный запас, усвоить правильные синтаксические конструкции, создать возможность логически связно строить высказывания.
Речевой подход в обучении русскому языку и чтению позволяет преодолеть негативизм, стереотипность, скудность словарного запаса умственно отсталых учащихся, усиливает практическую направленность преподавания, повышает качество обучения и способствует большей социальной адаптации школьников с недостатками интеллектуального развития.
Литература:
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.: Просвещение, 1986
Смирнова З. Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. – М.; Просвещение, 1981
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. (под ред. В. В. Воронковой) М.; Школа- Пресс, 1994
Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.; 2000
Ульева Е. Большая книга заданий по развитию речи. – М.; «Грамотей»,2011