Контрольная работа по педагогике Дидактические принципы обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
тема: « Дидактические принципы обучения.»Выполнила студентка:
__2__группы __1_ курса Н.О.2
__заочной__формы обучения
факультета психологии
начальное образование
Артемова Елена Николаевна
Руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры начальное образование
Бурова О.Г.
Дата защиты: «__» ____________ 2016 г.
Оценка: __________________________
Регистрационный номер_____
Дата регистрации_________
Москва
2016
Содержание
Введение __________________________________________________ стр.3-4
Глава I. Понятие и роль дидактических принципов
в учебном процессе_________________________________________ стр.4-6
I. I.  Принцип объективности, научности________________________ стр.6-7
I. II. Принцип связи теории с практикой ________________________стр.7-8
I. III.  Принцип последовательности, систематичности ____________стр.8-9
I.IV. Принцип доступности___________________________________стр.9-10
I.V.  Принцип наглядности___________________________________ стр.10-11
I.VI. Принцип активности обучаемых__________________________стр.12-13
I.VII.  Принцип прочности усвоения знаний_____________________стр.13-14
I.VIII. Принцип индивидуального подхода______________________стр14
Глава II. Особенности применения дидактических принципов в педагогической практике_____________________________________15-17
III.Заключение_____________________________________________стр.17
IV.Список литературы______________________________________стр.18
Введение
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи. В первые годы становления отечественной школы дидактические принципы (как педагогическая категория) не рассматривались, хотя в «Декларации о единой трудовой школе», опубликованной 16 октября 1918 г., были заложены основы для выделения некоторых из них. В этом документе, в частности, указывалось на творческий характер учебного процесса, развитие активности и самостоятельности учащихся, на индивидуализацию обучения. Однако не было достаточно четкого определения понятия дидактические принципы и отграничения его от других структурных элементов педагогической науки. Позднее в работах некоторых ведущих педагогов Ш. И. Ганелин, А. П. Пинкевич и других были даны первые описания некоторых дидактических принципов. Так, в работе А. П. Пинкевич (1929) они формулировались так: теснейшая связь обучения с общественно полезной работой; соблюдение возрастного принципа; творческий характер учебного процесса, развитие самостоятельности и активности учащихся. Разрабатывались уже не отдельные принципы обучения, а их система (М. Н. Скаткиным, 1950 и др.) При дальнейшей разработке данной проблемы дидактические принципы рассматривались как отражение определенных закономерностей процесса обучения и взаимосвязи с другими его компонентами. Такой подход был впервые сформулирован в работах М. А. Данилова, В. П. Есипова, а наиболее полное выражение получил в 70-е годы. Существенный вклад в дальнейшую разработку дидактических принципов внесли работы Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, Т. А. Ильиной, И. Т, Огородникова, Г. И. Щукиной. Надо заметить, что до сих пор современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить?
I.Понятие и роль дидактических принципов в учебном процессе
Принцип (от латинского слова — principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
Задачи дидактики:
- описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
-разработка более современных процессов обучения;
-организация учебного процесса;
-новые обучающие системы;
- новые технологии обучения.
На современном этапе под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества. Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют, роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.
Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов. В настоящее время отечественная дидактика различает такие принципы обучения как научность, связь теории и практики, систематичность в усвоении знаний, сознательность и активность учащихся в обучении, наглядность, доступность, учет индивидуальных различий учащихся, преемственность, постепенное нарастание трудностей и многие другие Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.
Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.
Известны формулировки этих принципов, предлагавшиеся Я. А. Коменским, К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы:
объективности, научности;
связи теории с практикой;
последовательности, систематичности;
доступности при необходимой степени трудности;
наглядности, разнообразия методов;
активности обучаемых;
прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности и многие другие
Содержание этих принципов сводится к следующему:
I. I.  Принцип объективности, научности требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, соответствующих фактам, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения от ложных. Конечно, этот принцип является важнейшим для светских учебных заведений, а в заведениях религиозных приоритет отдается принципу религиозной веры.
Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. При этом учитывается, что данные науки, носят не абсолютный, а относительный, объект-субъектный характер, т.е. содержат в себе наряду с объективным содержанием также и элементы субъективной позиции ученого.
В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. Ее истины также не могут претендовать на абсолютную объективность, она еще далеко не полностью раскрыла все тайны образовательной деятельности. Неслучайно некоторые считают, что эту деятельность, как и, например, музыкальное творчество, нельзя «проверить алгеброй», поскольку она основывается не столько на выводах разума, сколько на чувствах интуиции, и поэтому подчиняется скорее законам искусства, чем науки. Подобной позиции придерживался и К.Д. Ушинский.
Признание равенства, паритета всех форм постижения мира — научного, художественного, религиозного — является важным моментом в современном понимании принципа научности, который выступает в качестве одного из проявлений общедемократических норм терпимости, толерантности, свободы выбора. Один из важнейших принципов, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики и др.) В нынешнее время педагог должен уметь оценивать новые идеи, концепции, модернизации учебно-воспитательного процесса, инновационные и традиционные образовательные технологии и применять их в своей педагогической деятельности.
I. II. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого. Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Пытаясь как-то решить эту проблему, некоторые вузы США определяют степень соответствия теоретической подготовки своих выпускников требованиям жизни, анализируя темпы роста их заработной платы после получения диплома о высшем образовании. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой. Во всяком случае, результаты подобных исследований оказывают большое влияние на место учебного заведения в общем рейтинге вузов США. Между теоретическими знаниями и практикой существует сложная диалектическая взаимосвязь, в которой каждое из начал имеет свое собственное значение, свою специфическую функцию. Практика проверяет теорию, придаёт ей свойство истинности. Одновременно знания, теория служат практике, выступают эффективным средством её совершенствования. И основная цель педагога научить ребёнка применять на практике приобретенные знания и навыки. Процесс «соединения» теории и практики включает как бы 2 уровня: уровень сознания и уровень их практического использования. На первом уровне происходит анализ путей взаимосвязи теоретических знаний с практикой, в процессе, которого намечаются пути практического преломления стоящих задач. На втором уровне происходит практическое усвоение теории, её преломление в сферу деятельности.
I. III.  Принцип последовательности, систематичности требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен четко планироваться, делиться на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме следует устанавливать идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части лекции или урока.
Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые, однако, должны быть естественно вплетены в ткань изложения, углублять и закреплять учебный материал, а не отвлекать от усвоения его главного понятийного содержания.
По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.
Понятие систематичности включает в себя постоянную регулярность проводимых уроков и определённую систему в организации изучаемого материала. Систематичность в подаче материала, логика в его последовательности тесно связаны, с одной стороны, с теми положениями, что были выдвинуты ранее при характеристике принципа доступности, с другой стороны, имеют самостоятельное значение с точки зрения построения процесса обучения, его внутренней структуры. Речь идет о придании обучению стройности и целостности. Обучение навыкам учащегося, преподаватель включает следующие моменты - объяснение, показ, повторение, закрепление; параллельно им идет усвоение и внедрение в практику необходимых теоретических знаний. Все это требует приведения в систему, в единый логически выстроенный педагогический процесс обучения.
I.IV. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.
Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.
Наиболее трудными для усвоения являются, как правило, наиболее общие, универсальные понятия фундаментальных дисциплин. Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин.
Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Поспешать в этом деле нужно медленно. Принцип доступности изучаемого материала основывается на глубоком знании уровня развития обучающихся и их потенциальных возможностей – умственных, психических, физических и других. Это позволяет установить объём знаний, навыков, которые могут быть усвоены. На базе усвоенного происходит дальнейшее продвижение в познании нового материала. Иногда для более динамичного развития обучающихся можно несколько «забежать» вперед. Детей это стимулирует, активизирует поиски ими новых путей овладения знаниями и навыками. Хотя надо сказать, что не каждому ученику, можно применить этот процесс, все зависит от его психических особенностей и потенциальных возможностей.
Основными особенностями реализации принципа доступности являются:
- Знание терминов и понятий, которыми оперирует педагог;
- Доступность речи и стиля изложения материала педагогом;
- Постепенность изложения материала, знаний;
- Обеспечение изучения материала от простого к сложному.
I.V.  Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике. Коменский называл его «золотым правилом» обучения.
Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Но было бы ошибочно считать, что требования этого правила исчерпываются этим. Его содержание трактуется гораздо шире. Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации
Тем не менее не следует абсолютизировать ни роль зрительного, ни роль чувственного восприятия в целом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения. Понятия, категории, как и теории, недоступны нашим чувствам, они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают лишь как предпосылки. Чувства, как говорил французский философ, основатель рационалистической теории познания Рене Декарт, лишь первыми приступают к работе познания, лучшим же из живописцев является разум. Наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто - услышать», - гласит народная мудрость. В этих словах заложен глубокий смысл, подтверждающий практическую ценность наглядности как принципа обучения. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности.I.VI. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, в отличие от услуг в сфере, скажем, индустрии отдыха и развлечений, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения не только не предполагает какого-либо расслабления потребителя этой услуги, как это имеет место, например, в индустрии развлечений, а, наоборот, требует от обучаемого весьма высокой активности, а иногда полной мобилизации всех его духовных сил. Именно эту особенность образовательного процесса отражает известный суворовский афоризм: «Трудно в учении — легко в бою».
Конечно, степень активности двух основных участников учебного процесса неодинакова. Главная, руководящая роль здесь принадлежит учителю, одной из важных профессиональных задач которого является стимулирование познавательной деятельности учащихся.
Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов. Стимулирование этой активности преподаватель осуществляет путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как деловые игры, дискуссии, элементы соревнования и т.п.
В реализации этого принципа обучение наиболее тесно смыкается с воспитанием таких качеств, как трудолюбие, ответственность и др.
Педагогической традиции известны системы обучения, полностью исключавшие какую-либо активность учащихся, требовавшие их беспрекословного подчинения, как это имело место в спартанской системе воспитания или в педагогике средневекового ордена иезуитов.
Известна и другая крайность, когда учебный процесс пытались регулировать сами учащиеся, отстраняя от этого дела преподавателей, как это имело место, например, в Китае в годы так называемой «культурной революции».
Обе эти крайние позиции в решении проблемы активности обучаемых со временем обнаружили свою полную несостоятельность. Активность - одно из наиболее ярких и желаемых качеств личности, она может быть хаотичной, подражательной и сознательной. Наиболее ценная активность сознательная, направляемая на достижение результатов. Существенным моментом в работе преподавателя является умение активизировать творческий потенциал ученика, направить и развить его в нужном направлении. Для поддержания активности в обучении, важно ставить перед учащимся цель, опираясь на его качества, как упорство, настойчивость, активность. Осознание цели, дает положительный результат в обучении.
I.VII.  Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Из сказанного с достаточной очевидностью вытекает, что принципы обучения тесно связаны между собой, образуют целостную систему, взаимодействуют друг с другом. Так, научность обучения неотделима от его доступности, прочность усвоения знаний может быть достигнута только на основе активности обучаемых и т.д. Общий смысл всех дидактических принципов состоит в том, чтобы дать преподавателю, а также любому, кто по характеру своей деятельности так или иначе участвует в обучении — консультанту, тренеру, менеджеру, — надежные ориентиры для качественной организации учебного процесса.
Указанные принципы в значительной мере характеризуют отечественную образовательную систему, что и придает ей те черты академизма, отличающие ее от западной, особенно американской школы, для которой в большей степени характерен прагматизм, узкий практицизм в понимании целей обучения. Эффективность обучения может быть оценена одним показателем - насколько прочно усвоены теоретические или практические знания. В свою очередь прочность усвоения может служить основанием для дальнейшего развертывания учебного процесса, внедрение новых методов в его организацию и проведение. Преподаватель должен быть уверен, что учащийся твердо знает пройденный материал. Прочность усвоения - это фундамент художественно-исполнительской, педагогической деятельности учащегося. Принцип прочности может быть реализован при опоре на интеллектуальную и эмоциональную деятельность детей, организации обратной связи с помощью разных видов контроля, обеспечении многократных встреч учащихся с усваиваемым материалом в разнообразных упражнениях.
I.VIII. Принцип индивидуального подхода
Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения, использования дифференцированных заданий с учетом данных возможностей. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль в организации учебно - исполнительского процесса. Это предполагает знание педагогом психических, физических, художественно - творческих свойств ученика. Индивидуальный подход к ученику это основа успешной работы преподавателя.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и концертной деятельности учащегося.
Глава II. Особенности применения дидактических принципов в педагогической практике
Педагогический процесс в школе основывается на учебной работе, которая органично включает в себя реализацию всего комплекса социально-воспитательных направленных на развитие личности. Процесс обучения умениям, навыкам, основывается на знании и соблюдении преподавателями принципов дидактики. Дидактические принципы являются основными в процессе обучения учащихся на уроках. Основой является классический подход, следовательно, тщательности освоения основ в школе следует уделять с первых уроков. Чтобы класс был выучен и хорошо смотрелся, надо приложить максимум усилий и педагогического умения: слабых учеников «дотягивать» до средних, а средних - до хороших. В своей работе педагог должен, прежде всего, быть терпеливым, упорным, а в некоторых случаях даже «настырным».
У преподавателя не может быть любимых или менее любимых предметов. Учебная программа для него - закон. Урок следует строить разнообразно, но строго по программе. Ученикам нельзя ежедневно предлагать одни и те же задания. Это сковывает творческую фантазию, не развивает его инициативу.
На уроке следует - охватывать своим вниманием обязательно всех занимающихся, «заброшенных» в классе не должно быть.
Когда занимаешься с учеником, необходимо забыть о его тех или иных недостатках. Считая его данные совершенным материалом, следует настойчиво добиться от него того максимума технической точности и формы, которых требует задание урока.
Очень важно умение создать атмосферу урока - напряжено-рабочую и дружескую. Тишина, сосредоточенность, внимание способствуют более точному и быстрому восприятию материала. Ничего не следует откладывать на завтра, если чего-то можно добиться сегодня. Начинать требовать надо сразу, с первого дня занятий.
Показывая и объясняя, каждый раз обращайтесь к учащимся с вопросом «Всем понятно?», и в случае необходимости объясните им еще раз.
Во время выполнения задания педагог следит за работой всего класса. Следить за правильностью выполнения заданий, если ученик допустил много ошибок, необходимо еще раз повторить данную тему . Во время повторения, заметив, что ученик ошибся, следует подойти к нему и негромко сделать замечание, не отвлекая внимание всего класса. С неуспевающими учениками задание можно повторить снова или дать им время исправить ошибки к следующему уроку. Такая система замечания не задерживает ход урока, обеспечивает лучшее качество исполнения и закрепления материала, развивает внимание и сосредоточенность учеников, главное, приучить их самостоятельно думать и работать на уроке. Необходимо методически правильно построить урок, определить его общую направленность. Основательного усвоения знаний можно добиться от учеников в том случае, если педагог сам детально продумает, в какой последовательности, и как лучше проходить программный материал.
К уроку нужно готовиться тщательно, продумывая, определяя для себя, что сегодня нужно сделать в классе, на чем заострить внимание своих подопечных. Тогда занятие пройдет с пользой, не подвергаясь воздействию случайностей. Но работать полноценно можно лишь в том случае, если сам ежедневно находишься в хорошей профессиональной форме, и урок проводишь с полной отдачей всех сил и знаний.
И, конечно же, не нужно забывать о воспитательный работе среди учащихся. Школа должна всеми силами развивать кругозор своих питомцев. Интерес к таким познаниям, как правило, рождается под влиянием педагога. Учитель, ежедневно встречается со своими подопечными, и именно он - в ответе за общую культуру своего класса. Это естественно, так как для учеников самым «главным» всегда будет педагог, дающий профессиональную подготовку. Как правило, чем выше профессиональное мастерство педагога, тем выше его авторитет, что, в свою очередь, открывается возможности глубокого воздействия на разум и душу своих воспитанников. И я убеждена, что педагог классического танца обязан сам постоянно развивать свой кругозор, обогащать запас знаний, чтобы быть наставником для своих учеников и в вопросах общей культуры, и в проблемах идейно-гражданственного воспитания.

Заключение Принципы дидактики определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения и отражают выявленные закономерности процесса обучения. В дидактических процессах применяются методы, средства обучения и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые прошли соответствующую научную проверку и обоснованы с позиций психологии, физиологии, социологии и педагогики. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов. Анализ педагогической литературы показывает, что дидактические принципы не являются навсегда данными и неизменными. Благодаря развитию педагогической науки, накоплению опыта, а также общественному прогрессу, они изменяются и совершенствуются. В истории развития педагогической науки дидактические принципы претерпели существенные изменения, что связано с изменением социально-экономических условий жизни общества, общественных потребностей и целей воспитания подрастающего поколения.
Список литературы:
Данилов М.А. «Дидактика К. Д. Ушинского».
Краевский В.В., Хуторской А. В. «Основы обучения: Дидактика и методика». Учебное пособие.
Педагогическая энциклопедия. М, 2001 г.
Подласый И.П. Педагогика. М, 2004 г.
Ильина, Т. А. Педагогика: учебное пособие / Т. А. Ильина. – М.: Дидактика, 2008. – 211 с.
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М.: Педагогика, 2012. – 390 с.
Оконь, В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. / В. Оконь. – М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
Педагогика: учебник / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 2009. – 360 с.
Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Педагогика, 2002. – 290 с.
Чернышева, В. К. О месте дидактических принципов в теории обучения / В. К. Чернышева // Новое в психологии. – М.: Просвещение, 1999. – Вып. 2. – С.99-107.