Анализ урока окружающего мира Золотое кольцо России

Самоанализ
открытого урока «Окружающий мир» 3 класс.

Тема урока: «Золотое кольцо России».

Урок был дан в 3 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием. Данный урок является третьим по теме «Золотое кольцо России» в разделе 6. Путешествие по городам и странам(13 часов).
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Цель урока:
обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.

Задачи урока:
(образовательные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
знать достопримечательности и гербы городов,
моделировать маршрут золотого кольца,
формулировать выводы по изученному материалу,
отвечать на итоговые вопросы по теме,
оценивать свою деятельность на уроке.
(развивающие:
самостоятельно находить информацию из дополнительных источников,
развивать познавательную активность, образное мышление, речь учащихся,
формировать умения слушать,
( воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, интерес к её культурно-историческому и духовному наследию,
создать условия для воспитания коммуникативных умений.
Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По результатам проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
Планируемые результаты:
(обучающиеся смогут:
называть и показывать по карте города и достопримечательности,
осознать эстетическую потребность в изучении и познании истории и культуры своей страны,
описывать историческое прошлое страны.

( обучающиеся научатся:
называть и различать города, гербы, рассказывать о достопримечательностях,
активно использовать речевые, информационные технологии,
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

Данный урок имеет
Тип урока: систематизация и обобщение учебного материала.
Данный тип урока выбран, убеждена - верно, так как это третий (заключительный) урок по теме «Золотое кольцо России»

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: проблемный, игровой, моделирования.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир», карта России, компьютер, презентация «Золотое кольцо России».

Содержание, оборудование, организация активной мыслительно- познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование индивидуальных и фронтальных форм организации учебной деятельности обучаемых, применение словесных, наглядных, проблемных, интегративных и дифференцированных методов, использование игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий, всё это способствовало достижению целей и задач урока, стимулировало познавательную активность и образное мышление учащихся, позволило создать на уроке комфортную среду для воспитания коммуникативных умений учащихся, позитивного диалога «учитель-ученик-учитель».

Анализ структуры урока.
Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса.
Организационный момент проведён организованно, детям был задан эмоциональный настрой на предстоящий урок, в котором они сами принимали участие.
Дети привлекались к целеполаганию, сами старались определить тему и цель урока, не стеснялись высказывать своё мнение, даже если ошибались, и поэтому ребята были мотивированы на активную учебную деятельность.
При проверке домашнего задания была использована самостоятельная тестовая работа, которая носила системный и дифференциро
·ванный характер, следуя основным принципам ЛОО, так как работаю по данной теме.
Обобщение и систематизация знаний проводились от простого к сложному. Рациональное использование времени, хороший темп урока позволил привлечь к работе всех детей. На всех этапах урока осуществлялась внутрипредметная и межпредметная связь. Каждый этап урока был логически завершён, но имел связь с другими: дети сами подводили итог своей работы, анализируя учебную деятельность, учитель только давал рекомендации по исправлению ошибок.
Домашнее задание было дано с учётом познавательных и творческих возможностей учащихся, с опорой на их интересы: задания учащимся были предложены на выбор.
Учебная деятельность каждого ребёнка была оценена, оценки были выставлены и мотивированы, дети сами участвовали в анализе.
Рефлексия была проведена полно и объёмно, она показала яркое эмоциональное восприятие учебного материала. Учащиеся имеют навыки познавательной и личностной рефлексии.
Каждый этап урока имел конкретные цели и задачи, по завершении подводился итог и делались выводы.


Анализ содержания:
Так как урок заключительный, то наибольший объём работы учащиеся выполняли самостоятельно, но под руководством учителя.
Учебный материал обеспечил научность и доступность информации урока, связан с жизнью, реалистичен. Объём использованного материала, который я предложила для усвоения учащимся, считаю оптимальным, он большой, но так как класс сильный и, зная его возможности, считаю достаточным. Материал яркий, интересен детям, носит не только познавательный, обучающий, но и воспитывающий характер. Дети узнали много новых интересных и дополнительных сведений об историческом прошлом нашей Родины.
Психологическая атмосфера была, на мой взгляд, достаточно доброжелательной, располагающей к диалогу. На протяжении всего урока я старалась соблюсти нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик».
Считаю, что запланированный учебный материал урока был усвоен, это подтверждается работой учащихся на уроке. На протяжении всего урока, на всех его этапах хочется отметить высокий уровень познавательной активности учащихся: читали стихи, отвечали на вопросы, делали сообщения, с удовольствием играли.

Анализ методов:
Использование проблемного метода позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий характер.
Применение компьютерных технологий дало возможность для более целостного восприятия материала урока, помогло построению визуального ряда воспринимаемого, позволило разнообразить деятельность учащихся, активизировало внимание и интерес детей.
Игровой метод на уроке вовлёк всех учащихся в активную познавательную деятельность, заинтересовал их, помог активизировать мыслительную деятельность.
Использование метода моделирования способствовало развитию познавательных интересов, дети с интересом работали по карте, приобретая новые умения и навыки.
Применение фронтальных и индивидуальных форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку действиям.
Дифференцированный метод проверки опорных знаний позволил раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, проверить уровень ранее изученного материала, создал оптимальную образовательную среду для самореализации ребёнка.


Анализ работы:
Я считаю, что выбранные мною тип урока, методы и формы организации учебной деятельности были оптимальны, соответствовали требованиям, предъявляемым к современному уроку и поэтому достаточно эффективными. Моим деткам это нравится, они всегда с удовольствием работают на уроках такого плана.


15