Студенческий учебно-исследовательский проект Плотниковой Ксении Социальная и творческая активность современной молодёжи
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Учебно-исследовательский проект
Тема
Социальная и творческая активность современной молодежи
Выполнила: Плотникова Ксения,
студентка 313 группы
Руководитель: Рахманина Н.И.,
Зам. зав. по УВР
Балей, 2017План
Ведение
Социально-психологический портрет современной молодежи.
Понятие социальной активности.
Понятие творческой активности.
Результаты исследования социально-творческой активности студенческой молодежи Балейского филиала ГПОУ «Читинский педагогический колледж».
Заключение
Список литературы
Введение
Проблемы формирования и развития социальной и творческой активности молодежи являются предметом междисциплинарных исследований на протяжении многих лет. В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и индифферентную, с другой — считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований.
Как отмечает в своей работе социолог Д. В. Кротов, российская студенческая молодежь не ассоциативна, не видит в социальной активности смысла, не интересуется тем, что выходит за пределы личной жизни, слабо участвует в экологических движениях, не озабочена в отличие от ее зарубежных сверстников проблемами безопасности и социальной несправедливости; не просматривается позиция молодежи в борьбе с социальными болезнями современного российского общества. Он подчеркивает, что работающей молодежи свойственны узость социально-инновационной деятельности, концентрирование в сферах мелкого бизнеса и услуг (Кротов, 2009: 36). Повышенное внимание к проблемам молодежи объясняется ее особой ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-возрастной группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-демографическая группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей. Ее можно рассматривать, с одной стороны, как наиболее адаптирующуюся, а с другой – инициативную и инновационную часть социума.
Таким образом, молодежь – самая социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную группу граждан, способных обеспечить реализацию ключевых направлений развития общества, но не всегда желающих это делать. Таким образом, определяется противоречие. Следовательно, избранная тема актуальна для исследования.
Объект исследования: социальная и творческая активность студенческой молодёжи.
Предмет исследования: формы проявления социальной и творческой активности студентами колледжа.
Цель: выявить наиболее интересные для молодёжи формы проявления социальной и творческой активности.
Задачи:
Рассмотреть в теоретическом аспекте социальную и творческую активность современной молодежи.
Проанализировать основные формы проявления социальной и творческой активности, доступные студентам колледжа.
Осуществить исследование в форме анкетирования, направленное на выявление наиболее интересных для студентов форм проявления социальной и творческой активности.
Практическая значимость: данные исследования помогут Студенческому Совету колледжа и администрации в планировании воспитательной работы и организации инновационной воспитательной среды.
Современный этап развития гражданского общества в России характеризуется наличием весьма широкого круга формальных возможностей для реализации человеком потенциала его гражданской активности, в том числе, общественного участия. Социально-политические трансформации двух последних десятилетий закрепили «право на жизнь» для различных институтов гражданского общества – разноплановых общественных объединений и организаций, партий в рамках практически любых (за исключением экстремистского толка) идеологических платформ, церкви, органов местного самоуправления и т.п. Другими словами, люди получили возможности для самореализации в самых разных сферах и областях жизни, для активной горизонтальной и вертикальной социальной и творческой активности.
I. Социально-психологический портрет современной молодёжи
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Молодость охватывает период жизни от 14 до 29 лет, когда человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости.
Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви.
Возникшие в молодости трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы, "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?" молодой человек формирует: во-первых, самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; во-вторых, собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; в-третьих, стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность, оригинальность и креативность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики. Молодежный возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, так как биологическое (физиологическое и половое) созревание завершено, но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира – восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего "Я", появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества ("Другие люди меня не понимают, я одинок");
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать.
Таким образом, молодость считается оптимальным временем для самореализации, самоутверждения свей самостоятельности, оригинальности и креативности.
II. Понятие социальной активности
Социальная активность – это потребность и способность индивида или группы в конкретном социальном действии, влекущем изменение статуса субъекта и воздействие с целью изменения социальной ситуации, при этом обязательно происходит взаимодействие с социумом.
Социальная активность рассматривается в качестве самостоятельной категории в психологии и социологии. В других науках этот вопрос затрагивается для изучения какого-либо явления или феномена.
Молодежь считается самой социально активной категорией общества.
Социолог К. Манхейм подчеркивал важность молодежи для «динамических», стремящихся к прогрессу обществ, отмечал наличие у молодого поколения того творческого потенциала, инновационного запаса, которым уже не обладает старшее поколение и, который не используется обществами, нацеленными на традиционно-консервативный путь развития. К. Манхейм говорит о способности молодежи к быстрому реагированию на смену ведущих социальных факторов, на ее мобильность.
Молодежь обладает огромным потенциалом в силу возрастных и психологических особенностей для социально активного поведения. Социальная активность молодежи несет в себе как конструктивный так и деструктивный характер. Каждая из данных форм имеет свои признаки. Конструктивной активности соответствуют:
действия, направленные на поддержание и совершенствование существующего в обществе общественного устройства;
поведение, цель которого – повышение личного социального статуса или его составляющих без причинения вреда существующим общественным нормам;
креативность – создание предметов науки и техники, культуры и искусства;
инновационный характер деятельности, способствующий появлению новых вариантов социального взаимодействия.
Среди сфер социальной активности молодежи конструктивного характера, можно выделить следующие:1. Трудовая деятельность. В данной сфере активность человека проявляется в форме оценки труда – признание профессионализма, карьерный рост, заработная плата, удовлетворение от результатов профессиональной деятельности.
В настоящее время молодежная активность в сфере труда претерпевает негативные изменения. Для большинства молодых людей трудовая деятельность зачастую приобретает значение только как источник средств к существованию. Учитывая, что молодежь – это резерв профессиональных кадров – такое потребительское отношение к труду становится тревожной тенденцией.
2. Образование. Сегодня спектр образовательных услуг и сама инфраструктура образования необычайно возросли. Позиция молодого человека по отношению к получению образования и сам результат этого процесса напрямую связаны с его активностью. Образование для молодежи все чаще выступает как неотъемлемый атрибут и инструмент для достижения социального успеха. Однако, существует и группа молодежи, которая получает образование «просто потому, что надо». Их действия лишены социальной активности, так как носят потребительский характер и конструктивны только в том, что сдерживают от деструктивности.
3. Творчество. Здесь, прежде всего, имеется в виду реализация личного креативного потенциала человека. Молодому возрасту присущ творческий поиск, а значит, подразумевает социальную активность.
Однако здесь имеет место особый тип социальной активности, которому характерны: направленность на культурно-социальное будущее; абсолютная независимость друг от друга понятий «талант» и «активность» (активный бездарь – нередкое явление); тесное общение с социумом, опосредованное продуктами творчества.
4. Личная жизнь (семья, брак, дружеские отношения и т.д.). Активность человека в данной сфере имеет огромное значение, т.к. прямое взаимодействие с обществом часто происходит именно через семью или дружескую компанию. Следовательно, есть и обратная сторона роли этих институтов, они могут поглощать социальную активность и даже сводить активную жизненную позицию в пассивную.
5. Общественные некоммерческие организации. Это сфера реализации коллективной социальной активности. В обыденном понимании молодежную активность напрямую связывают с данной сферой. Здесь находит формы для самореализации «молодежный актив», то есть самая активная часть молодежи, четко ориентированная на взаимодействие с обществом, партнерство с социальными институтами и реализацию собственной инициативы. В последние годы особенно заметно развитие различных организаций в молодежной и социально-благотворительной сферах, где подавляющее большинство волонтеров в этих организациях составляет молодежь.
6. Политика. Несмотря на рост политической активности молодежи во всем мире, на постсоветском пространстве данная сфера привлекает сравнительно небольшую часть молодежи, как правило, стремящуюся к карьерному росту и связанному с этим материальному благополучию. В данном случае, мы можем говорить скорее о деструктивной активности, т.к. такая деятельность как правило направлена не направлена на созидание.
В политике, как и в сфере труда – лишь немногие из молодых людей достигают реальных высот на различных уровнях политической арены. Все это не касается только одной политической линии – сферы самой молодежной политики, где процент молодежи в общем составе кадров очень велик и постоянно растет.
Сегодня получила распространение и такая форма политической активности молодого поколения как молодежная ассамблея или молодежный парламент, но судить о них как о реально ощутимой политической силе пока нельзя. Возможно, в скором будущем они станут не только платформой проявления социальной молодёжной активности, но и реально будут оказывать влияние на принятие важных государственных решений и на политическую жизнь страны в целом.
Среди других сфер, где находит свое выражение социальная активность молодежи отдельно можно выделить спорт, науку, бизнес, и т. д., хотя они также укладываются и в отмеченные ранее сферы профессиональной занятости, образования, творчества.
III. Понятие творческой активности
Существует множество определений понятия «творчество». Согласно одному из определений, творчество – является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, например, создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других или процесс создания субъективных ценностей.
Существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и т.п. Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. А также следует помнить, что творческая активность – это одна из сфер социальной активности личности.
IV. Результаты исследования социально-творческой активности студенческой молодежи Балейского филиала ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Данное исследование было направлено на изучение социальной и творческой активности молодёжи, так как в ходе анализа работы студенческого совета и участия групп в акциях и творческих мероприятиях был отмечен низкий уровень заинтересованности студенческой молодежи.
В ходе исследования проводилось анкетирование, целью которого было выявление причин сложившейся ситуации. В исследовании приняли участие студенты 1 – 4 курсов в количестве 108 человек.
Изучая социальную активность, логично было бы начать с понимания студентами самого термина, поэтому первый вопрос анкеты был «Как Вы понимаете термин «социальная активность?». Анализируя ответы студентов, выяснилось, что только 31% респондентов правильно понимают значение термина. 62% – не правильно трактуют социальную активность, многие студенты ответили, что «социальная активность – это время, проведенное в социальных сетях». 7% опрошенных не дали ответа на данный вопрос. Наглядно это можно увидеть на Диаграмме № 1.
594360-39116000
Диаграмма 1.
Не менее важным является вопрос о творческой активности современной студенческой молодежи, так как многие студенты отказываются участвовать в творческих постановках, готовить самодеятельные номера и посещать концертные и праздничные программы. Исходя из чего, вторым вопросом анкеты был «Как Вы понимаете термин «творческая активность»?». Анализируя результаты, выяснилось, что только 41% студентов, принявших участие в исследовании, правильно понимают значение этого термина. 62% – понимают неверно, и 5% не дали ответа на данный вопрос. Наглядно это можно увидеть на Диаграмме № 2.
Диаграмма 2.
Следующие два вопроса анкеты были направлены на то, чтобы выяснить какое количество студентов считают себя социально и творчески активными людьми. По итогам анализа ответов было установлено, что только 41% студентов относят себя к социально активным личностям и 58% - к творчески активным. Наглядно данные результаты представлены на Диаграммах № 3 и 4.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Далее студентам был задан вопрос о том, принимают ли они активное участие в общественной жизни колледжа. Хотелось бы отметить, что студенты ответили откровенно, так как только 51% признали себя принимающими активное участие. Проанализировав анкеты, было установлено, что это студенты волонтерского отряда, вокальной группы, танцевальной студии и сам Студенческий Совет колледжа. Характерно, что 10% студентов остались индифферентны и не дали ответа на данный вопрос. Наглядно данные результаты представлены на Диаграмме № 5.
Диаграмма 5
Шестой вопрос анкеты был нацелен на выявление заинтересованности студентов в подготовке, проведении и участии во внеклассных мероприятиях колледжа. Было установлено, что 58% опрошенных нравится в них участвовать. Настораживает тот факт, что 36% студентов не хотят принимать участие в этой работе, в совокупности с 6% не давшими ответа на данный вопрос, количество таких студентов возрастает до 42%, что составляет не многим меньше половины всей студенческой молодёжи колледжа. Наглядно данные результаты представлены на Диаграмме № 6.
Диаграмма 6
С целью коррекции сложившейся ситуации возникла необходимость установить, что конкретно не устраивает студентов в общественной жизни колледжа. Для этого был задан вопрос о тех мероприятиях, которые они считают устаревшими и неинтересными. Был предложен спектр традиционных мероприятий колледжа, из которых нужно было выбрать. Результаты оказались закономерными, наиболее устаревшими и неинтересными были отмечены традиционные уже в течение не одного десятилетия мероприятия, такие как: День Здоровья на Плотинке, Информационные программы, Декабрьские вечера, Масленица, Студенческая весна. Наглядно данные результаты представлены на Диаграмме № 7.
Исходя из логики исследования, в следующем вопросе студентам был предложен спектр альтернативных мероприятий не широко практикующихся в нашем колледже. Данный спектр был отобран согласно всероссийскому голосованию студенческой молодежи в сети Интернет. Мероприятия, считающиеся наиболее современными и интересными в других колледжах России, были предложены нашим студентам. Такими мероприятиями стали: флеш-мобы танцевальные марафоны, фото выставки, весёлые старты, 1 апреля. Наглядно данные результаты представлены на Диаграмме № 8.
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Творческая активность студентов не всегда проявляется в каких-то сценических мероприятиях. Некоторые студенты могут проявить свои творческие таланты, занимаясь в одном из кружков или секций колледжа. Девятый вопрос анкеты звучал: «В каком кружке или секции колледжа Вы бы с удовольствием занимались?». Наибольшее количество студентов с удовольствием бы занимались: волейболом – 46%, в тренажерном зале – 34%, и информатикой и ИКТ в рамках кружка “IT-Club” – 29%. Наглядно данные результаты представлены на Диаграмме № 9.
Диаграмма 9
Последний вопрос анкеты был направлен на выявление интересов студентов в области внеклассной деятельности. Здесь студентам нужно было предложить внеклассные мероприятия, согласно их интересам и предпочтениям. Следует отметить, что 65% студентов не смогли предложить новых и интересных вариантов организации внеклассной работы или интересующих их мероприятий. Только 35% студентов высказали свою точку зрения по данному вопросу. Среди вариантов были: вязание, вышивка, лепка, рисование, бисероплетение, стрельба, сноуборд, бильярд, дзюдо, греко-римская борьба, кукольный театр. Проанализировав все варианты, среди наиболее возможных для проведения в нашем колледже были отобраны: туристический кружок, Мистер и Мисс колледж, КВН, акция «Чистый город», утренняя музыкальная зарядка, конкурс проектов «Как мы провели учебный год», комический футбол. Также заслуживает внимание желание девушек организовать фитнесс-клуб со специальными женскими тренажерами.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы суммировать все полученные данные. Не слишком благоприятная ситуация с организацией внеклассной деятельности в колледже связана с социальной и творческой пассивностью многих студентов колледжа. Живое, непосредственное общение, самовыражение в творчестве и спорте утратило былую значимость. Многие студенты предпочитают сон или социальные сети, типа «В контакте» и «Одноклассники» реальному саморазвитию и самовыражению. Очень сложно предложить что-либо людям, не имеющим никаких других интересов. Однако были определены некоторые задачи, которые предстоит решить в этом и новом учебном году:
во-первых: обновить формы проведения традиционных внеклассных мероприятий;
во-вторых: активизировать максимально возможное количество студентов через включение в план внеклассных мероприятий на новый учебный год тех, которые были предложены самими студентами;
осуществлять постоянный мониторинг интересов и потребностей студентов, учитывать их в планировании и проведении внеклассных мероприятий.
Список литературы
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. / М. 1991
Кротов Д.В. Социальный капитал российской молодежи. / Автореферат диссертации, Ростов-на-Дону, 2009
Ясинский Д.В. Психолого-педагогическая характеристика конструктивной социальной активности молодёжи. // Научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2013, № 01.