Статья Специальные образовательные условия обучения детей с ЗПР как фактор успешного освоения адаптированной общеобразовательной программы


Специальные образовательные условия обучения детей с ЗПР как фактор успешного освоения адаптированной общеобразовательной программы.
Вопрос создания специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития на сегодняшний день актуальный и, к сожалению, задевает с каждым годом все большее количество школ. В связи с введением ФГОС ОВЗ на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества.   
 Образовательный процесс является основным процессом в системе образования, основополагающим его результатом выступает образованность ученика. Ведущую роль в этом процессе занимает школьный урок.
Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс.
В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, особо важно это для детей с ЗПР.
Педагогу, начинающему работу с учащимися, имеющими задержку психического развития, следует помнить об особенностях их познавательного и личностного развития с целью наиболее эффективной организации образовательного процесса. Ведь только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.
В соответствии с письмом Министерства от образования и науки Российской Федерации от 26.05.2014 года, № 07-1131 Министерством образования и науки Российской Федерации в работе при создании условий для детей с ограниченными возможностями здоровья был рекомендован пакет специальных образовательных условий обучения детей с задержкой психического развития в условиях общего образования.
В современной педагогике различными авторами выделяются различные группы методов в зависимости от способов познания окружающей действительности, руководства деятельностью детей, воздействия на различные стороны развития. Наиболее часто выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего: наглядные, практические и словесные (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, 1980; В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, 1988, и др.). Т.к. в работе с такими детьми обучение должно строится с опорой на все органы чувств. Поэтому группы методов выделяют по способу передачи информации.
1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.
2. Словесные методы:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог учителя и ученика;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ представляемый для детей должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
– продуктивная деятельность;
– опытно экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.
Рассмотрим каждый комплекс методов более подробно.
Первым рассмотрим комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Ведь характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.
Для наибольшей успешности применения наглядных методов, в коррекционном обучении, они реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и с целью использования возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
Использование наглядных методов требует учитывать особенности школьников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
Условия эффективного применения наглядности
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Эффективность применения этих методов во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиа-техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств на уроке, учет их различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе.
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во время использования практических методов применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.
Следующий комплекс на котором хотелось бы остановиться – это комплекс практических методов.
К практическим методам обучения можно отнести метод упражнений, лабораторные и практические работы, игры и др.
Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, и т.д.
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют  комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
При выполнении любого вида упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное проговаривание действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений ученику предлагают вновь вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся данной категории.
Упражнения в работе с детьми с задержкой психического развития будут эффективными также при соблюдении дидактической последовательности в выполнении упражнений.
Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — на применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного.
Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более. Учитель составляет инструкцию, которая должна сопровождаться иллюстрациями последовательности действий или четким планом. Ученики записывают результаты работы в виде выводов, схем, таблиц.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
Также развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Т.к. у обучающихся с задержкой в развитии, особенно на начальном этапе обучения, преобладает игровая мотивация и поведение соответствует более младшему возрасту, то проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Игры выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. В специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования и влияет на уровень усвоения Адаптированной общеобразовательной программы.
Целенаправленное использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у детей с задержкой психического развития положительного отношения к учению, закреплению конкретных представлений о содержательной и организационной сторонах учебной деятельности, тренировке навыков общения с одноклассниками и учителем.Особое значение использование игровой деятельности имеет в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптированных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению.
Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребенка положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение успеваемости.
Зарубежный опыт использования игровой терапии в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, также свидетельствуют о том, что проведение игр, в частности, игр-драматизаций, способствует росту творческих и интеллектуальных способностей ребенка (улучшаются процессы коммуникации, приобретения новых знаний и умений), а также накоплению определенных социальных навыков, позволяющих ребенку успешно приспосабливаться к действительности. Такие игры-драматизации могут быть использованы на уроках литературного чтения.
Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.
На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.
Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.
Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.
Также поподробнее хотелось бы остановиться на комплексе словесных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ
Словесные методы обучения такие как рассказ, беседа, объяснение и др. имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с задержкой психического развития, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.
Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
При использовании словесных методов в работе со школьниками с задержкой психического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала. В том случае, если необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать различные приемы активизации деятельности детей (через усиление практической направленности изучаемого материала, наглядное представление основных положении сообщения, привлечение примеров, перекликающихся с жизненным опытом ребенка и т.д.).
При использовании в работе с детьми с ЗПР такого метода как рассказ к нему, как к методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:
содержать только достоверные факты;
включать достаточное количество ярких и убедительных фактов
иметь четкую логику изложения;
быть эмоциональным;
излагаться простым и доступным языком;
отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
При использовании в работе с детьми с ЗПР метода объяснения требуется:
точно и четкого формулировать задачи, суть проблемы, вопроса;
последовательного раскрывать причинно-следственные связи, аргументы и доказательства;
использовать сравнения, сопоставления, аналогии;
привлекать яркие примеры.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы для детей с ЗПР должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, вопросов, возможно использование подсказывающих или наталкивающих (наводящих) вопросов.
В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
делает открытыми знания учащихся;
имеет большую воспитательную силу;
является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
требует много времени;
содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
необходим запас знаний.
Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости от конкретного содержания и задач занятий. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет детям с задержкой психического развития полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.
Хочется отметить, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 %, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.
В заключении кратко сформулируем несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.