Использование методического инструментария для реализации системно- деятельностного подхода в образовательном процессе
Использование методического инструментария для реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе
Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю». Смысл данного высказывания отражает суть системного деятельностного подхода.
Понятие системного деятельностного подхода было впервые введено в 1985 году.
Основным принципом этого подхода является то , что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию и самостоятельно участвуют в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит в организации работы учеников таким образом, чтобы они сами нашли решение проблемы , отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках английского языка учителя нашего МО используют разнообразные приемы, формы и методы. Использование системно - деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка , создает положительный эмоциональный фон урока.
Приемы , формы и методы, которые мы используем на уроках английского языка:
Игровые формы деятельности при введении и закреплении новых лексических единиц;
активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала;
создание компьютерных презентаций ,озвученных на английском языке;
ролевые игры ,которые предполагают самостоятельное языковое поведение ,выбор лексики ,интонаций и стиля поведения в заданной ситуации;
работа в парах и группах ,т.е. это метод взаимопроверки, учимся вместе и т.д.;
метод проектов ,который позволяет учащимся демонстрировать свои языковые и творческие способности.
Наше методическое объединение уже давно использует метод проектов. Мы считаем, что этот метод позволяет раскрыть потенциал каждого учащегося, потому что построен на принципах системности, деятельности, психологической комфортности, вариативности , творчества. Учитель ,в свою очередь, должен построить урок так , чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач ,использовать проблемные формы обучения, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Немецкий математик Дистервег сказал, что настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячилетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материла, возводит здание с ним вместе, учит его строительству. Эти слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно- деятельностного подхода.
В этом году учебном году мы хотим предложить учителям филологического цикла отработать алгоритм проведения бинарных тринарных уроков в разрезе предлагаемой проблемы лицея на 2016-2022 года.
Особое внимание мы хотим обратить на тринарные уроки : литература – украинская литература - элемент анализа художественного произведения на уроках английского языка.
Положительные моменты :
1.более качественное и разнообразное проведение уроков ;2. развитие творческого потенциала учащихся;
3. решение проблемы от творческого учителя к творческому ученику.
Отрицательные моменты:
проблема практического характера, т.е. расписание учителей и классов;
тематическое межпредметное соприкасновение.