Родительское собрание «Вежливое общение в семье. Уважение взрослых к детям, детей к взрослым».
Родительское собрание на тему:
«Вежливое общение в семье. Уважение взрослых к детям, детей к взрослым».
Цель: достижение душевного единения, согласованности, нравственной связи родителей с ребёнком.
Задачи:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Здравствуйте Уважаемые родители!
Слайд № 1 Тема нашего сегодняшнего родительского лектория «Вежливое общение в семье. Уважение взрослых к детям, детей к взрослым». И мне хотелось бы поговорить и обсудить с Вами.
Слайд № 2
Не задумываясь, мы отдаем детям все самое ценное. Самое лучшее в наших семьях предназначено для них. Это естественно и безоговорочно. Но всегда ли за этим стоит уважение? Многие родители относятся к своему ребенку, как к ничего не понимающему человеку. Очень часто приходиться слышать «вырастешь – узнаешь», «подрастешь – сам поймешь».
Задумайтесь, ребенок чувствует при этом себя счастливым?
Слайд № 3
Время идет, и вы сами в преклонном возрасте рискуете стать для своих выросших детей ничего не понимающими людьми. Очень скоро ваш взрослый ребенок скажет «мама ты ничего не понимаешь». Слышать эти слова родителям обидно, но это означает, что они сами оборвали связь со своим ребенком.
Так что же такое уважение?
Ответьте сначала Вы уважаемые взрослые. (Ответы родителей)
Сейчас посмотрим значение этого слова по словарю Ожигова.
И еще одно определение, скорее относится к нравственному воспитанию.
По словарю Ожигова, это все таки почтение. Мы провели небольшой опрос среди детей и вот, какие результаты мы получили.
Слайд №4
Из 66 опрошенных учеников (2, 3, 4 классов)
Уважать – 29 чел;
Любить – 11 чел;
Оберегать. Помогать, заботиться, ухаживать – 9 чел;
Слушаться – 15 чел;
Мыслить, как они – 1 чел;
Благодарить 1 чел.
Известный русский педагог Сухомлинский говорил:
Слайд № 5
Маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду и школе.
А что значит ВОСПИТАНИЕ?
Слайд № 6
Это – взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современного бытия.
Слайд № 7
Как воспитывать, уважая?
Конечно, быть рядом с ребенком в совместной деятельности, а это значит:
Соблюдать семейные традиции; когда вы дома вместе с ребенком готовитесь к чаепитию, которое проходит у вас дома каждую пятницу, или когда вы с ребенком посещаете приют для бездомных животных, или когда идете в кино, ребенок в этот момент испытывает гордость за себя и за вас.
Труд совместно с ребенком, одно из важных нравственных норм нашего общества. В труде ребенок развивает, такие качества, как чувство коллективизма, сотрудничества, сплочения.
Школа, где на сегодняшний день обязательны проекты совместные с родителями. Без вашего участия ребенок не сможет справиться с их выполнением. И это требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Конечно отдых, где дети хотели бы находиться рядом с вами.
Возвращаясь к семейным традициям, которые играют очень большую роль в общении с ребенком. Мы провели опрос с детьми.
Слайд № 8
Соблюдаются ли в вашей семье традиции? (дети ответили):
Из 66 опрошенных детей
Да – 35 чел;
Нет – 16 чел;
Затрудняюсь ответить – 15 чел.
И это не плохой результат.
Мы сегодня говорим об уважении и первую очередь надо уважать своего ребенка, а то, как же он узнает, что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей, и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.
Слайд № 9
Психологи утверждают, что неуважение в семье к детям – это хорошая почва для развития отстраненности от родителей, формирования различных трудностей характера, как-то замкнутость, низкая самооценка, агрессия. В подростковом возрасте у таких ребят складываются, как правило, плохие отношения с родителями. Поскольку дружеского контакта не было, отец и мать теряют у детей авторитет. Отсюда - дальнейшие проблемы, с которыми бороться куда сложнее, чем с неуважительным отношением к ребенку
А ведь уважение к детям – это основы воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети и тогда в них будут сформированы законы нравственности.
Слайд № 10
Уважение себя
Уважение к другим
Уважение к культуре других народов
Уважение к окружающей среде
Уважение к чужой собственности
Примените описанные методы и принципы воспитания уважения у детей, но не забывайте о самом главном-в любом обучении начните с себя.
Существует знакомая всем вам пословица «Что посеешь, то и пожнешь».
Слайд № 11
Часто ли бывает, что вам действительно некогда поговорить или поиграть с ребенком или вы прячете свою лень за отсутствием времени.
Как вы разговариваете с ребенком, искренне или не отрывая взгляда от экрана телевизора.
Позволяете ли вы себе оборвать речь ребенка по незначительному поводу. И в какой форме вы это делаете.
Как вы добиваетесь нужного вам действия от ребенка объяснением или небольшим подкупом. Например, если ты сделаешь это, я куплю тебе что-то.
А для ребенка очень важно общение с вами, поэтому помните какое бы не было у вас, вы должны разговаривать спокойным тоном.
Обязательно должен быть контакт. Телесный контакт очень важен- погладьте ребенка по голове, возьмите его за руку, обнимите и поцелуйте. Не в коем случае нельзя отталкивать ребенка, когда он сам подходит к вам. Важен и контакт на одном уровне – «Глаза в глаза».
Обязательно в процессе воспитания в семье соблюдать единые требования по отношению к ребенку, а также используй и поощрения.
Если мы хотим, чтобы дети относились к нам с почтением, мы должны в первую очередь показать на собственном примере, что значит уважать другого человека. Мы должны дать почувствовать ребенку, что его ценят, с ним считаются, к нему прислушиваются. Получивши уважение от нас, родителей, дитя будет способно отдавать его нам.
Слайд № 12
Мы получаем бумерангом то, что бросили в воздух. На наше неуважение к детям – их неуважение к нам.
Я думаю, нам есть над чем задуматься и что изменить в своих отношениях с детьми, с окружающими, вообще в своем отношении к этому миру. Тогда дети будут уважать и нас, и других взрослых.
Мне было очень интересно мнение детей , уважаемые родители, в отношении такого понятия, как “семья” , поэтому при подготовке к собранию я сочла уместным провести ещё один опросник.
Слайд № 13
И вот эти результаты:
Из 66 опрошенных детей
Понимание - 7
Дружба - 6
Любовь - 6
Уважение- 16
Живут вместе - 30
Вести совместное хозяйство - 1
Одна команда – 1
Теперь хотелось бы провести опрос с вами
Слайд № 14
Одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых.
Как можно одобрить ребенка? (ответы родителей)
Похвала способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы.
Как можно похвалить ребенка? (ответы родителей)
Доверие - это проявление уважения к детям? (ответы родителей)
Замечательно!
А сейчас хотелось бы прочитать стихотворение, которое по- моему мнению отражает взаимоотношение с ребенком
Щенок воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинкаПопробуй подзови щенка.
Где раздают щенкам пенки
Там воспитатели – пеньки.
С. Михалков
Вы согласны с этим? (Ответы родителей)
Тогда еще одно высказывание нашего соотечественника, педагога Сухомлинского
Слайд № 15
Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.
Я подготовила памятку для вас памятку
Слайд № 16
Задачи воспитания родителей по модели Т. Гордона.
Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:
Активно слушать, то есть умение слышать, что ребёнок хочет сказать родителям;
Довести до сознания ребёнка собственные слова, другими словами – это использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, то есть умение говорить с ребёнком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участник.
умение выразить собственные чувства;
И еще на последок несколько советов.
Слайд № 17
1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.
4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
5. Раньше, чем пристыдить ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.
7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам. Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.
Слайд № 18
Удачи Вам!
1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?3. Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему? (не смотря на его возраст)4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя?6. 6. Поставить себя на место ребенка?7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? (прекрасный принц)8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении?9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться?12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? 14. Если вашему ребёнку уже 8 лет, советуйтесь с ним в некоторых вопросах, учите его рассуждать, ставьте перед ним проблемные ситуации и направляйте ход его мыслей, действий в нужное « русло».