Классный час Конституция моей страны
Классный час
Тема: « Конституция моей страны»
Цель:
Педагогическая: расширение знаний и представлений о государственной символике,о правах и обязанностях человека;
продолжить знакомство с Российским праздником – День Конституции;
содействовать развитию познавательной активности, формировать гуманизм.
Планируемые результаты (предметные)
Узнают о Конституции государства ,о своих правах и обязанностях; повторят символы государства ; составят законы для учащихся своего класса.
Личностные результаты
Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; логические – осуществляют выводы, доказательства.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация « Конституция РФ».
Ход классного часа.
Звучит запись песни «То берёзка, то рябина…»
Учитель:
Ребята, в русском языке есть много красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
Уч-ся: Мама, друг, школа.
Учитель:
Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (Кроссворд открывается на слайде)
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
2. О каком дереве говорят: «Дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
- Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.
Ученик 1.
Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя. Школа, где твои друзья, - Это – Родина твоя. Руки матери твоей, Звон дождей и шум ветвей, И в саду смородина – Это тоже Родина.
Есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.
(Отечество, Родина, Россия)
А как вы, ребята, понимаете слово « Родина»?
А почему Родину еще называют и Отечеством, Матушкой?
Как вы думаете, ребята, чему посвящён наш классный час?
-Молодцы! Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире
Чтение стихотворение «Родина»
Ученик 2: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
Ученик 3: У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
Ученик 4: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Ученик 5: Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 160 миллионов человек. (Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей.)
Наше государство называется Российской Федерацией.
«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей. - 12 декабря наша Родина отмечает День Конституции.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны
судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах
между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство,
кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации.
- Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому.
Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. (Слайд 1)
Что сказано в нашей Конституции?
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)
(Слайд 2)
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
Игра «Кто нарушил право?»
А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.
1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)
2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, , Иван-дурак из сказки «По щучьему велению»)
3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)4.Кто нарушил право колобка на жизнь, неприкосновенность?
5. Кто нарушил право на свободу и держал петушка у себя дома?
(Лиса)
6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка», дед из сказки « Вершки и корешки»)
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.
Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.
- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- А у ваших родителей?
- У кого больше всего обязанностей?
- А какие обязанности существуют у учеников?
А где прописаны эти обязанности? (В Уставе школы)
- А кто является самым главным человеком нашей страны?
Самым главным человеком, главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной. (Слайд 3)
- Как зовут президента нашей страны?
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.
Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей
— члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.
А это слова, которые обязан произнести Президент:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность
Физкультминутка
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
- «Лучше нет родного края!»
(Г.Граудин)
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Наша страна очень красива и богата. А какие прекрасные города есть в нашей стране.
- Назовите, какие города вы знаете.
Знакомство с государственными символами.
Учитель: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Герб
(Слайд 4)
Учитель. Давайте рассмотрим герб нашей страны.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. (Показывается монета). Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Флаг
(Слайд 5)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Учитель: На каких зданиях нашего город, села можно увидеть герб и флаг?
Ответы учащихся.
Гимн
(Гимн 7)
Учитель: - А знаете, с чего начинается Конституция?
- На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
- А как нужно слушать гимны?
- Прослушаем гимн нашей страны
- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь
Игра «Собери пословицу».
Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Итог.
Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)
- А право? (Бесплатно учиться.)
Мы сегодня многое узнали про Конституцию.
Узнали что такое конституция, когда она принята, узнали что такое День конституции.
Я предлагаю вам сейчас создать законы для нашего класса.
Ответы детей.
Закон уважения.
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы.
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на
помощь приходит друг.
Закон храбрости.
Будь храбрым, не бойся препятствий.
Закон любви.
Люби своих родителей, друзей, Родину и всё, что тебя окружает.
Закон доброты.
Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
Закон милосердия.
Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!
Закон трудолюбия.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Будь трудолюбив.
Рефлексия.
- Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
б) эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
в) торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
- Ребята, большое вам спасибо. А сейчас мы все вместе выйдем во двор нашей школы и на счёт «Раз, два, три!» одновременно отпустим в небо воздушные шары. И все ваши желания обязательно исполнятся!