План — конспект урока русского языка Что мы уже знаем о глаголе (4 класс)


МБОУ "Школа № 40"
План - конспект урока русского языка
"Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
Составила Лось И.И.,
учитель начальных классов
Рязань 2016
Тема: Что мы уже знаем о глаголе.
Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.
Задачи урока:
1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.
2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.
3) Развитие умения определять время глаголов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Введение в раздел.
-Какая часть речи о себе сказала так:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья.
И рожь в полях растёт.
В.Кондрашов
3.Формулирование темы и цели урока.
- Это глагол.
- Как вы думаете, сегодня, на первом уроке изучения раздела, о чём пойдёт речь? Что мы будем вспоминать? (Слайд №2)
-Назовите вопросы, которые помогут нам вспомнить всё о глаголе. (Слайд №3
4. Актуализация и углубление изученного в 3 классе.
- А вы не задумывались, что обозначает само слово "глагол"? Вот имя существительное называет предметы и явления, которые существуют , имя прилагательное связано с существительным и как - бы прилагается к нему. А глагол? Прочитаем статью в учебнике на странице 53.
-Что вы узнали о происхождении этого слова?
- В современном русском языке есть слово "разглагольствовать". (Учитель вешает на доску карточку со словом). Используя теперь новые знания, попробуйте объяснить его значение. (Говорить многословно и бессодержательно).
- Как же ответим на первый вопрос? Что такое глагол? А теперь давайте вспомним, какую роль играет глагол в речи. Прочитайте текст и назовите все глаголы. (Слайд №4 - Отрывок из рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре"). Это текст - описание или текст - повествование? Объясните почему. (Это текст - повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. Глагол называет действие, показывает развитие событий, помогает автору организовать повествование.)
- А теперь послушайте другой текст (Учитель читает наизусть стихотворение С. Есенина "С добрым утром!") Как вы думаете, это повествование или описание? (Это текст - описание. Здесь тоже много глаголов, но они не передают здесь действие, а называют состояния. Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа. Такой приём в литературе называется олицетворением.) Упражнение №232 учебника.
Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. (С орфографической подготовкой).
Работа со второй строфой в парах. Ученики первого варианта составляют схему к первому предложению строфы, а второго варианта - ко второму предложению. Взаимопроверка, запись схем на доске.
- Каким членом предложения является глагол чаще всего? (Сказуемым) А вот другое стихотворение (Слайд №6). Найдите все глаголы. Что ещё о глаголе можно вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно) Какое значение придаёт НЕ предложению? (Отрицание)
Выполнение упражнений на написание глаголов с НЕ:
1)Замените действующее лицо противоположным, используя отрицательную частицу НЕ (Слайд №7). Выпишите все глаголы с Не.
2)Вводите новые слова, перестраивая предложения (Слайд №8). Запишите любое предложение.
5.Физпауза.
6.-Прочитайте стихотворение. (Слайд №11)
Я пришёл из школы.
Я учу глаголы...
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
"Топать" - топаю,
"Хлопать" - хлопаю,
"Прыгать" - прыгаю,
"Дрыгать" - дрыгаю,
"Наклониться" - наклонюсь,
А "Присесть" - присяду!
-Прочитайте ещё раз глаголы в кавычках. На какие вопросы они отвечают? (Что делать? Что сделать?) Как называется такая форма глагола? (Начальная или неопределённая) Познакомимся со статьёй учебника на странице 57 в упражнении №235. Что вы узнали об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели?
-Чем являются -ТЬ и -ТИ в наших учебниках? (Суффиксами.)
-Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (Ь для обозначения мягкости согласных и Ь после букв шипящих в неопределённой форме.)
-Вспомним об изменении глаголов по временам. Как определить время глагола? (Задать вопрос.)
-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени? Что обозначают глаголы в каждом времени? (Относительно момента речи.)
-У вас на столе лежат листочки с записями. Прочитайте их и исправьте ошибки. Зачёркивать и исправлять можно прямо в листе. (Работа в парах.)
человек плыл - прош. вр. груша созреет - наст. вр.
варенье кипит - буд. вр. считать саженцы - буд. вр.
бревно плыло - наст.вр. рос гриб - прош. вр.
7.Итог урока.
-Итак, давайте с помощью опорных слов расскажем всё, что мы вспомнили о глаголе.
самостоятельная
обозначает
вопросы
в предложении
начальная форма
-ть, -ти, на -чьНЕ
по временам
8. Домашнее задание.