Урок по русскому языку на тему: Что мы знаем о глаголе. Повторение. 4 класс
Методическая разработка урока русского языка с использованием технологии развивающего обучения в 4 классе
Тема. Что мы знаем о глаголе.
Тип урока: урок обобщения
Цель урока:
Повторить признаки глагола.
Формируемые УУД:
-осознанно строить устное высказывание, логическое рассуждение, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-способность к самооценке;
-слушать и понимать речь других;
-договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, организация партнёрства, делового сотрудничества детей
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Задачи:
- Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
-Работать над формированием орфографической зоркости.
-Развивать внимание к слову как лексической единице речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.
Девиз нашего урока:
«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь»
2. Чистописание.
-Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.) Регул.УУД (коррекция)
На доске написаны слова:
СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ. Познават.УУД (логич.)
- Сегодня на чистописании мы напишем три буквы. Первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква? ( З )
- В каком слове? (ПРИВЕЗУТ)
- Вторая буква находится в глаголе неопределенной форме и обозначает два звука. Какая это буква? (Е)
- Какие два звука это буква обозначает? ( [ и ], [ э ])
- В каком слове? (ОТЪЕХАТЬ)
- Третья буква – один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л)
- Назовите глагол прошедшего времени. (СПИСАЛ)
- Напишите шесть вариантов расположения данных букв. (ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЗЛ, ЕЛЗ, ЛЗЕ, ЛЕЗ)
3. Словарная работа.
Соберем рассыпанное слово
ВАСРЬЛО (Словарь.) Познавт.УУД (логич.
подведение под понятие)
- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
Один ученик работает у доски.
1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)
2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)
3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)
4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков (Горох ).
5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)
6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)
Проверьте себя и оцените кружочком на полях (самооценивание). Личн.УУД(самооценка)
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)
4.Постановка целей урока. Познават.УУД(логичес.)и регулятив.
- Какова же тема урока?
-Какие цели поставим на уроке?
5.Обобщение знаний о глаголе. Тренировочные упражнения.Позават.,логич.УУД
1. Прочитайте предложения. О чем в них говорится?
О зиме.
В субботу утром выпал первый снег. Мальчик выбежал на улицу и поймал одну снежинку на варежку.
Запишите предложения. Найди глаголы. В каком времени они употреблены?
Выпишите глаголы и поставить их в начальную форму. Выделим суффиксы. Разберите предложения по членам.
Молодцы, вспомнили неопределенную форму глагола и суффиксы ти и ть.
Ребята ,перед вами деформированные предложения.
Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Найдите глаголы, укажите морфологические признаки глаголов.
6.Физкульминутка.
Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.
Дядюшка Глагол бегал ,звонил, бег, игра, звонок, играть
Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов, падеж
существительных.
Дремлшь у окна, пишшь письмо, относшь на почту, проходм по мосту.
7. Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
Глагол -это в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
если вы правильно ответили на вопросы теста, у вас должно получится слово.Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось? (Верно)
10.Итоги урока.Рефлексия.
VIII. Итог урока.
- Наш Господин Глагол ещё не ожил полностью, но сегодня мы уже многое вспомнили об этой грамматической категории. И он уже может заявить:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Ребята, нам нужны действия? (да)
- Какую роль выполняют действия? («оживляют картину»)
- К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)
– Какую задачу ставим на следующий урок?
11.Дом.задание
- У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом:
Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.
Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.
Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время
Оцените друг друга и свою работу в тетради.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки и.
Ребята ,перед вами деформированные предложения. Их нужно восстановить. Прочитайте.
Деревья шубки в нарядились белые.
Все пушистый заметал снег дорожки тропинки .
Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.
Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.
Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время
Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.
Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.
Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время
Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.
1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.
2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.
3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.
Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.
Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.
Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время
Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
Глагол -это
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
Глагол –это
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
Глагол –это
в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Самостоятельная работа
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
Глагол –
это в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
щђЗаголовок 315