Модель организации образовательного процесса в рамках концепции системно-деятельностного подхода в обучении

Модель организации образовательного процесса в рамках концепции
системно-деятельностного подхода в обучении


Одна из функций образования в XXI веке - ориентационная, адаптационная. Культурный человек сегодня - это человек, умеющий ориентироваться в быстро изменяющемся мире, умеющий жить в мире, где есть «его собственная» и «иная» культура. Это требует поиска технологических приемов, позволяющих интегрировать коммуникативный, культурологический аспекты образования с принципами развивающего обучения и задачами формирования исследовательского мышления [1 c.3].
На основе анализа научно-методической литературы можно сделать вывод, что приоритетным направлением школы сегодня является организация процесса образовательной деятельности, в котором каждый ученик мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач образования является обучение учащихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики. На основе когнитивного анализа можно утверждать, что технология исследовательской деятельности является наиболее социально-ориентированной технологией обучения, так как ориентирована на активную, самостоятельную и инициативную позиции учащихся в учении [3 c.18].
Практический опыт работы позволяет отметить существующее противоречие между высокой потребностью в организации исследовательской деятельности учащихся и низким уровнем сформированности их исследовательских умений и навыков. Сущность решения данной проблемы состоит в системном подходе к процессу целенаправленного обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимых учащимся для овладения основами исследовательской деятельности – определить организационно-педагогические условия формирования исследовательских навыков у учащихся через урок и внеурочную деятельность. Это актуализирует как содержательные (чему необходимо научить), так и процессуально-технологические (как организовать практико-преобразующую деятельность) аспекты рассматриваемой проблемы [4 c.16]. Реализация вышеуказанных положений требует конкретных механизмов и «технологических» условий достижения требуемых образовательных результатов.
Работа по формированию исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. Нами разработана и реализуется модель организации последовательной преемственной исследовательской деятельности на базе учебного предмета через систему элективных курсов.
В основу данной методической системы положены идеи и принципы американского ученого Джона Дьюи, российских исследователей И.Я. Лернера, Т.А. Ильина, И.С. Якиманской, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова, А.Н.Леонтьева, А.В. Леонтовича. В предлагаемой модели принципы конструирования системы занятий строятся на сочетании индивидуальной, секционной (групповой) и массовой форм обучения [2 c.4, 22].
Темы учебного курса изучается дифференцированно. Ученики делятся на творческие микро группы по склонностям и желанию. Каждая группа определяет сама, какую форму презентации результатов работы (проекта) она изберет, какую систему и средства доказательств она представит. Учащиеся сами (группами или индивидуально) выбирают себе творческие задания по теме, над которыми работают как в школе – на уроке или на элективных курсах, так и дома или в библиотеке, используют ресурсы Интернета. Все группы занимаются одновременно, но каждая – по своему плану, изучая тему в своем аспекте. Затем проводятся уроки коллективной деятельности, где группы обмениваются информацией, полученными результатами. На итоговых занятиях (урок - конференция, урок - семинар, урок - «круглый стол», урок – отчет группы, урок защиты творческих заданий, урок - собеседование, ролевая игра) рассматриваются основы темы, формулируются основные выводы по теме, анализируется учебная деятельность школьников, ее результаты. В таком подходе проявляется высшая степень самостоятельности учащихся, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании, которое «по душе».
Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время через систему элективных курсов, которые строятся на основе выполнения конкретных исследовательских задач с последующей их презентацией на уроках, круглых столах, конкурсах и школьных научно – практических конференциях, что обеспечивает учащемуся возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств.
В качестве исследовательской составляющей учебного плана нами разработана и апробируется программа элективного курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность» с целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследовательской деятельности. Курс завершается исследовательской практикой (написание учебно-исследовательской работы). Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.
В рамках такого подхода создаются группы индивидуального продвижения. Ребята сами принимают решение о том, что сознательно будут работать над собой в тесном сотрудничестве с учителем, обеспечивающим сопровождение их индивидуального развития и продвижения на всех этапах исследовательской деятельности. Это создает основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.
В предлагаемом подходе ведущими определены следующие принципы содержания обучения:
системность знаний (за единицу структуры учебного процесса берется не отдельный урок, а целостная теория, т.е. учебная тема);
я не источник знаний, я – организатор деятельности (ученик должен пройти свой путь выработки своих убеждений);
активная личная вовлеченность (мировоззрение создается самими учащимися, что способствует выработке у них собственного отношения к изучаемым явлениям и событиям).
Такой подход в организации учебного процесса обеспечивает ориентацию на развитие ученика как личности, как активного субъекта, вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учениками; позволяет ученику доминировать в учебном процессе, осуществлять выбор заданий и форм обучения, а это помогает школьнику добиться успеха.
Применение технологии исследовательского обучения позволило решить проблему развития творческих способностей детей с разным индивидуальным потенциалом, обеспечить их интеллектуально-предметное развитие.
Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся мы рассматриваем как способ повышения познавательной активности и самореализацию интеллектуального потенциала учащихся, как основу профессиональной подготовки, направленных на развитие творческих способностей, раскрытие и расширение собственных созидательных возможностей, стремления к самоопределению.

Список литературы
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. - №. 1.
2. Бондарева О.В. Технология организации последовательной исследовательской деятельности учащихся. – Екатеринбург: Раритет, 2009.
3. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. - № 10.
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование. 2000. - № 7.
15