Элективный курс История в лицах
Элективный курс по истории
для учащихся 8-х классов
«Великие сыны Отечества»
Пояснительная записка
Элективный курс «Великие сыны Отечества» ориентирован на преподавание в 10 классах – 17 часов в полугодии. (1 час в неделю). Курс позволяет учащимся познакомиться с биографиями ведущих военных деятелей России, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества – России. Элективный курс «Великие сыны Отечества», кроме обучающей роли, должен помочь детям прикоснуться к болям, славе и величию Отечества. Выбранная тема дает возможность порассуждать о роли личности в истории, ознакомиться с различными точками зрения на их деятельность.
Цель курса: создание условий для формирования уважительного отношения к своей стране, ее боевому историческому прошлому; повышение интереса к отечественной истории и углубление знаний в области истории.
Задачи курса:
- формировать умения и навыки, необходимые для работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- отрабатывать навык публичного выступления;
- развивать речь, умение корректно участвовать в диспутах и дискуссиях;
- развивать способность к аналитическому мышлению, умение устанавливать причинно- следственные связи между различными личностными характеристиками и результатами деятельности исторических личностей, осмысливать различные точки зрения на роль личности в историческом процессе;
- формировать у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины;
- способствовать развитию информационной компетенции и творческой поисковой деятельности;
- развивать интерес и положительные мотивы учебной и самостоятельной творческой деятельности.
Курс призван углубить содержание базового курса по истории, и включает материал по истории, обществознанию, литературе.
При прохождении курса учащимися используются учебная и специальная литература, ресурсы Интернет, а так же разработанные в соответствии с содержанием программы презентации.
Яркие страницы из биографий известных полководцев, оставивших заметный след не только в военной истории, но и в государственной деятельности, могут стать для старшеклассников стимулом к дальнейшему, более глубокому изучению истории.
Логика построения программы предполагает различные виды деятельности учащихся от изучения фактического материала, оценки роли личности в истории до формирования и представления своей точки зрения на роль и действия известных деятелей. Этим и определяется актуальность проблемы, рассматриваемой в ходе курса.
Настоящая программа способствует формированию оценочных суждений; призвана развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения.
Учитывая общую загруженность старшеклассников, в ходе изучения курса не предполагается выставлять отметки. Предполагается накопительная (бонусная) система оценки деятельности учащихся при освоении элективного курса.
Методические рекомендации и пояснения
В качестве главного информационного элемента используется лекция. Деятельность учащихся направлена на усвоение важнейших фактов биографии и деятельности великих полководцев и флотоводцев нашей истории, составлению их характеристик, участию в свободных закрепительных беседах по изложенному учителем материалу.
Предусматривается написание сообщений, эссе, проведение конференций и дискуссий, создание и защита творческих проектов. Такие формы работы позволяют учащимся не только ознакомиться с материалом, выходящим за рамки школьного учебника, но и научиться работать с информацией, вырабатывать активную жизненную позицию. Также могут использоваться по желанию педагога тестовый контроль, составление текстов с ошибками, написание писем от лица современников и др.
Занятия по программе в основном строятся на интерактивных методах обучения, а это позволяет создать в классе атмосферу сотрудничества. В образовательном процессе рекомендуется использование информационных технологий.
В процессе обучения учащиеся должны:
- усвоить комплекс общетеоретических знаний по предложенным темам, углубить знания, полученные на уроках истории;
- уметь работать с документами;
- уметь формулировать и аргументировать свою позицию;
- приобщиться к творческой деятельности;
- научиться применять знания на практике;
- развивать инициативность, навыки самостоятельной работы, способность отвечать на публике, анализировать материал;
- уметь давать оценку историческим событиям, личностям, соотносить слова с делом.
Программа курса
Тема 1. Введение (1 час)
Цели, задачи, содержание кура. Полководцы России.
Тема 2. Александр Невский (1 час)
Политическая дальновидность князя, борьба с западными агрессорами, отношения с Ордой. Александр – пример мужества и героизма.
Тема 3. Дмитрий Донской (1 час)
Борьба с Ордой. Куликовская битва.
Тема 4. Пётр Великий. (2 часа)
Становление Петра как полководца. Северная война. Создатель новой России. Рождение морской державы.
Тема 5. Ф.Ф. Ушаков (1 час)
Великий флотоводец. Русско-турецкие войны.
Тема 6. П.А. Румянцев (1 час)
Победные сражения русско-турецкой войны.
Тема 7. А.В. Суворов (1 час)
Самовоспитание Суворова. Военная карьера. Великий генералиссимус. «Наука побеждать».
Тема 8. Г.А. Потёмкин. (1 час)
До и после переворота. «Солдат есть название честное». Светлейший князь Тавриды. «Потемкинские города». «Потемкинская война».
Тема. 9. М.И. Кутузов. (1 час)
Воспитание. Участие в русско-турецких войнах, антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812г. Отношения с солдатами.
Тема 10. А.П. Ермолов. (1час)
Гвардеец Преображенского полка. Опала. Отечественная война 1812г. Кавказская кампания.
Тема 11. П.С. Нахимов. (1час)
Адмирал Черноморского флота. Кругосветное плавание. Крымская война.
Тема 12. С.И. Макаров. (1 час)
Участие в русско-турецкой войне. Арктическое плавание. Русско-японская война. Гибель.
Тема 13. А.А. Брусилов. (1 час)
Первая мировая война. Деятельность в Советской России.
Тема 14. Полководцы Великой Отечественной. (2часа)
Командующие фронтов. Советские операции. Победы и промахи.
Итоговое занятие. Защита творческих проектов.(1 час)
Литература и источники
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999
Василевский А.М. Дело всей жизни. – М.: Политиздат, 1974
Гумилёв Л.И. От Руси к России. – М.: Экопрос, 1992
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995
История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск, 1997
Козлов Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II. Саранск., 1992
Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика» – М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003
Мировая энциклопедия биографий в 12 томах. Науч. Ред. Т.К. Варламова. – М.: ООО «Мир книги», 2003
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988
Панов В.А. Пётр I как полководец. – М.: Воениздат, 1940
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – Пг.: Сенатская типография, 1917
Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., Воениздат, 1988.
Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. Автор-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003
Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
Соловьёв С.М. Сочинения. История России с древнейших времён. – М.: Мысль, 1988
100 лет со дня рождения Маршала Советского Союза Говорова Леонида Александровича (материалы военно-исторической, научно-технической конференции). СПб., 1997.
Энциклопедия российской монархии. – М.: Изд-во Эксмо, 2002
Якупов Н.М. Трагедия полководцев. М., 1992
http: // www. magister. msk. ru /l ibrary / history /- Материалы русской истории
http: // www. hist. msu. ru /- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова
http: // www. archaeology. ru/- Российский археологический сервер
http: // www. rulers. narod .ru/- Всемирная история в лицах
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Ч.1,2»
CD «Энциклопедия истории России (862- 1917)
Тематическое планирование элективного курса
№ п/п
Содержание занятий
Кол-во
часов
Форма
проведения
Дата
1.
Введение: «Полководцы и флотоводцы России»
1
Лекция с элементами беседы
2.
Александр Невский
1
Лекция. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов.
3.
Дмитрий Донской
1
Лекция
4-5.
Пётр Великий.
2
Лекция
6.
Ф.Ф. Ушаков
1
Сообщения учащихся
7.
П.А. Румянцев
1
Лекция
8.
А.В. Суворов
1
Семинар
9.
Г.А. Потёмкин.
1
Лекция
10.
М.И. Кутузов.
1
Лекция. Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов.
11.
А.П. Ермолов.
1
Лекция
12.
П.С. Нахимов.
1
Лекция
13.
С.И. Макаров.
1
Лекция-беседа
14.
А.А. Брусилов.
1
Лекция
15-16.
Полководцы Великой Отечественной:
Г.К. Жуков
К.К. Рокоссовский
И.С. Конев
А.М. Василевский
2
Семинар
17.
Итоговое занятие. Защита творческих проектов.
1
Итоговая конференция
Итого:
17
15