Прикладной курс История в лицах 10 класс
Программа
прикладного курса
по истории Казахстана10 класс
История в лицах
(Герои средневековья)
Пояснительная записка
История относится к важным разделам знания, потому что отражает весь опыт человечества.С переходом к профильному обучению учащиеся 10 классов общественно-гуманитарной направленности должны углубленно изучать историю Отечества.Предлагаемый прикладной курс по истории Казахстана для10-го класса «История в лицах» (Герои средневековья) в отличие от безликой истории прошлых лет, дает ёмкие знания о личностях, которые сыграли заметную роль в развитии нашей страны. ^ Основная цель - представить период средневековья через призму биографий и исторических данных общественных, политических, культурных деятелей.Главные задачи обучения:
овладение учащимися накопленного героями – деятелями социального, духовного, нравственного опыта;
развитие чувства уважения учащихся к истории и культуре своего народа, сохранение и приумножение культурного наследия своей страны;
поддерживание связи между поколениями;
на примере жизни и деятельности героев способствовать дальнейшему развитию и обогащению творческой самостоятельности учащихся направленной на идейное, нравственное, трудовое, патриотическое, гражданское воспитание;
формирование ценностной ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
^ Объекты изучения курса – эпоха средневековья по периодам, отдельные исторические личности. Всех героев объединяет то, что они были активными участниками формирование и развития казахской государственности, культуры.При отборе персонажей для программы брались «Герои тысячелетия», определенные фондами «Абылай хан», «Алтын адам» совместно с Казахским обществом истории и защиты культурных памятников.^ Для достижения целей необходимо проведение исследовательской работы, экскурсии, привлечение массы разнохарактерных документальных материалов, исторической и художественно-исторической литературы, позволяющих составить образ жизни и деятельности того или иного деятеля.^ Основные компоненты содержания курса.Программа курса рассчитана на 34 часа, включает в себя 4 раздела: выдающиеся герои раннего средневековья (VI-IХ вв.), выдающиеся герои периода расцвета средневековья (Х-XIVвв.), выдающиеся герои периода образования Казахского ханства, выдающиеся герои XVI-XVIIвв.В каждом разделе запланированы темы по конкретной персоналии, указано количество часов теоретических и практических занятий, формы и методы обучения, образовательные продукты учащихся.Так как нет единого учебника по курсу, в качестве основных методов предлагаются частично-поисковый и поисковый, вместе с ними используются новые педагогические технологии – интерактивные, критического мышления, исследовательские.Курс имеет межпредметные связи с казахской литературой, философией, культурологией. В процессе усвоение программы учащиеся должны:
знать хронологические границы истории средних веков;
деятелей средневековья, внесших значительный вклад в науку и культуру, в развитие государственности; основные исторические памятники;
уметь показывать на карте государства, возникшие в период средневековья; составлять хронологические таблицы, тезисы по теме, планы текстов исторического содержания, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы; самостоятельно работать с историческими источниками.
характеризовать деятельность политических, общественных и государственных деятелей; давать оценку их деятельности.
Результат уровня обучения учащихся оценивается по обычной пяти- бальной системе.Используются такие формы промежуточной и итоговой аттестации, как тестирование, исторические диктанты, письменные работы, защита рефератов, выступления.
Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
всего лекции практ1 Введение 1 1 Конспект по содержанию учебного курса, целям, задачам
2 Аттила (434-453гг.) – предводитель союза гуннских племен 2 Видео-метод Групповая.Просмотр ист.фильма Отзыв по просмотренному фильму или худ. панорама из жизни гуннов
^ I Выдающиеся герои раннего средневековья (VI-IХвв.) 7 5 2
3 Казахстан в эпоху раннего средневековья 2 2 Индивидуальное конспекти-рование, заполнение таблицы.Работа по карте КонспектТаблица
4 Билге каган (683-734гг)- каган Восточно-Тюркского каганата 1 1 Индивидуальное конспектирование Анализ памятника Билге кагану
5 Кюльтегин (684-731гг)- видный военоначальник Древне-тюркского государства 1 1 Индивидуальное конспектирование Анализ памятника Кюльтегину6 Коркыт (VIIIв) - гениальный кюйши , поэт, философ 1 1 Индивидуальное конспектирование,.составление кроссворда в группах Кроссворд
7 Абу Наср аль Фараби (870-950гг) – второй учитель мировой общественной мысли 2 2 Индивидуальная защита рефератов Рефераты
^ II Выдающиеся герои периода расцвета средневековья (X-XIVвв) 7 4 3
8 Казахстан в период расцвета средневековья 2 2 Индивидуальное конспектирование, заполнение таблицы Работа по карте Конспект таблица
9 Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг) – автор «Кудатгу билик» («Мудрость несущая счастье») 1 1 Индивидуальное чтение Составление тезисов по темам
10 Махмуд Кашгари (1030-1090гг)- великий писатель эпохи Караханидов1 1 Индивидуальное конспектирование КонспектСоставление плана по тексту
11 Ходжа Ахмет Ясави (1094-1167гг)- основоположник суфийского течения ислама в Средней Азии и Казахстана 2 2 Заочная экскурсия Эссе
12 Бейбарыс (1225-1277гг)- от раба до государственного деятеля 1 1 Индивидуальное конспектирование Конспект
13 Итоговый урок «Выдающиеся герои раннего и среднего средневековья». 1 1 Обучаю-щий контроль Письменная работа
^ III Выдающиеся герои периода образования Казахского ханства 5 3 2
14 Образование Казахского ханства 2 1 1 Целенаправленное чтение Хронологическая таблица, исследование на тему «Термин казах»
15 Асан-кайгы (Асан Печальный) (XVв)- главный идеолог Казахского ханства 1 1 Конкурс стихов Знание стихотворения Асан-кайгы16 Жанибек хан и Керей хан (XVв)- основатели Казахского ханства 1 1 Индивидуальное конспектирование Родословные Керея, Жанибека17 Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551гг)-первый историк первого Казахского государства 1 1 Индивидуальное конспектирование Конспект
^ IV Выдающиеся герои XVI-XVIIвв. 9 3 6
18 Казахстан в XVI-XVIIвв. 2 2 Индивидуальное конспектирование КонспектСоставление плана по тексту
19 Касым хан (1445-1518гг)- “собиратель Казахских земель” 1 1 Лекция со стопами Кластер. Синквейн. Контурная карта
20 Кадыргали Жалайыри (XVIв)- автор «сборника летописей» 1 1 Индивидуальное конспектирование Конспект
21 Есим хан (1598-1645гг) – мудрый правитель и дальновидный дипломат 1 1 Урок- портрет Выступление
22 Тауке хан (1680-1747гг) создатель закона “Жеты жаргы” “Семь установлений” 1 1 Групповая работа по документу Анализ закона
23 Толе би (1663-1756гг), Казыбек би (1665-1765гг), Айтеке би (1683-1739гг)- знаменитые бии трех Жузов 3 3 Составле-ние маркировочной таблицы «ЗУХ». Устный журнал Устный журнал
24 Повторение “Выдающиеся герои XV-XVIIвв» 1 1 Контроль знаний учащихся Тесты
25 Итоговое повторение. Оформление альбома 1 1 Подведе-ние итогов Альбом