Учебная программа прикладного курса по истории «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» для 11 класса


Автор: Жангужанова Г.Е.,
учитель истории КГУ «СОШ № 33
имени К.Рыскулбекова»
г. Семей ВКО Республика Казахстан
Учебная программа прикладного курса по истории
«Культура и наука Казахстана в ХХ веке»
для 11 класса
Пояснительная записка
История страны состоит из нескольких направлений – политической, экономической истории и истории культуры. Культура – это тот социальный феномен, который лучше всего отражает душу народа, его национальную самобытность и является сутью мирового исторического процесса. Курс «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» рассматривает развитие культуры в данную культурно-историческую эпоху, роль культуры в жизни человека. Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания.
Предметом данного курса является изучение истории становления и развития культуры и науки в новейший период, изучение современного состояния образования, искусства и литературы, а так же государственные программы по развитию культуры.
Цель изучения курса:
систематизация, реализация прочного усвоения и развитие имеющихся у учащихся знаний о культуре Казахстана;
дать представление о развитии культуры и науки Казахстана; проследить развитие становления современного казахстанского кино, театра, оперы и балета, литературы, изобразительного искусства, науки;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения;
развитие сознательности, уважение к государственным деятелям культуры и понимание ценности национальных традиций.
В соответствии с указанными целями должны быть решены следующие задачи обучения:
повышать познавательные интересы учащихся, использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
показать вклад деятелей культуры Казахстана в мировую сокровищницу культуры;
способствовать процессу социализации личности на основе казахстанского менталитета;
развивать функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;
воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане.
В ходе изучения курса учащиеся используют знания из следующих областей: история Казахстана, всемирная история, казахская литература, география, биология, обществознание, культурология, социология, искусство и других предметов.
Объем учебной нагрузки по прикладному курсу «Культура и наука Казахстана в ХХ веке» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.
Базовое содержание курса построено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (основного среднего, общего среднего образования) Республики Казахстан.
Формы и методы работы:
Данный курс предполагает использование учителем разнообразия в методике: традиционные уроки, уроки лекции, уроки семинары, уроки практикумы. Работа ведется коллективно, используются групповой и индивидуальный методы работы. Данный курс не исключает подготовку сообщений, рефератов, электронных презентаций.
Базовое содержание учебного предмета
Содержание курса включает следующие темы:
Культура Казахстана в начале ХХ века. (5 часов)
Развитие образования, просвещения, науки, литературы, музыкальной культуры Казахстана. Организация издательского дела в Казахстане. Развитие политической прессы (газета «Казах», журнал «Айкап»).Национальная интеллигенция начала XX века: Букейханов А., Байтурсынов А., Дулатов М. и др.
Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг. (6 часов)
Ликвидация неграмотности, развитие системы народного образования и политпросвещения. Высшие учебные заведения Казахстана, становление науки, первые научные учреждения в Советском Казахстане. Формирование советской литературы. Изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф в 20-30-х годах ХХ века.
Культура Казахской ССР в период Великой Отечественной войны. (3 часа)
Эвакуация российских вузов и научных учреждений в Казахстан. Деятельность Казахстанского Филиала АН СССР и Комиссии АН СССР по исследованию природных ресурсов Казахстана. Литература, искусство, театр, кино, эвакуация Московской и Ленинградской киностудий в Алматы, становление казахстанской кинематографии, студия «Казахфильм».
Культура в Казахстане 40-60-е годы XX в. (4 часа)
Создание Академии наук КазССР. Роль и место К. Сатпаева в развитии казахстанской науки. Художественная литература. Искусство, театр, кино.
Культура в Казахстане 60-80-е годы XX в. (6 часов)
Народное образование. Обязательное восьмилетнее и среднее всеобщее образование. Наука. Ученые Казахстана и их научные достижения. Литература и искусство. Реабилитация творческого наследия (Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М. Дулатова (1988 г.).
Раздел 6. Культурно-духовная жизнь Независимого Казахстана. (8 часов)
Реформирование системы образования. Развитие науки в Республике Казахстан.
Юбилеи великих личностей (Абая, Жамбыла Жабаева, М.Ауэзова, К.Сатпаева). Литература. Музыкальное искусство, театр, киноискусство, другие жанры искусства в конце ХХ века. Всемирный курултай казахов.
Итоговое занятие. (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
о материальном и духовном наследии казахского народа и о своеобразных особенностях его развития;
о крупных изменениях в области культуры в 1920-1930-е годы, понимать значимость этой политики;
особенности развития культуры Казахстана в послевоенный период, в годы затоя;
о культурном строительстве в годы независимости;
Учащиеся должны уметь:
делать выводы и заключения по тематическим основам исторических фактов, явлений, различных мировоззрений в процессе обучения;
характеризовать положение казахской национальной интеллигенции и деятельности ее видных деятелей;
выразить свое мнение о дискуссиях в области культуры;
работать с документами, необходимыми материалами в библиотеках, экспонатами в музеях и применять результаты работы на уроках; использовать материалы периодической печати в учебном процессе;
представлять результаты изучения исторического материала в разнообразных формах - конспектах, рефератах, рецензиях;
осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином Республики Казахстан.
Учащиеся должны проявлять:
активную гражданскую позицию, высокие патриотические чувства, готовность к служению своей Родине и защите ее интересов;
уважение к истории, культуре и традициям народов, к памяти о выдающихся людях.
Рекомендованная литература:
Асфендияров С.Д. История Казахстана (с древнейших времен): 2-е издание. - Алма-Ата: Казак университеті, 1993. 
Бенигсен А. Ламарьсе-Кельжекей Ш. Пресса и национальное движение среди мусульман России до 1920 года. - Вып. 1. - Алма-Ата, 1990. 
История Казахстана: белые пятна. - Алма-Ата, 1991. 
История Казахстана: Очерк. - Алматы, 1993. 
История Казахстана. Козыбаев М., Нурпеис К.,Жукешев К. 2013, Мектеп
История Казахстана. Т.Турлыгул и др. 2015. Мектеп
История Казахсана. Учебник. З.Кабульдинов, А.Кайыпбаева. 2016, Атамұра
История Казахстана. Учебник. Турлыгул Т., Жолдасбаев С., Кожакеева Л., Жусанбаева Г., 2015, Мектеп
Казахи. Историко-географическое исследование. Алматы: Казахстан, 1995 г.
Козыбаев М.К. История и современность. - Алма-Ата, 1991. 
Культурное строительство в Казахстане (1923 - июнь 1941 гг.): Сб. документов материалов. - Алма-Ата, 1985. 
Народное образование и наука в Казахской ССР: Ст. сб. - Алма-Ата, 1990. 
Республика Казахстан: энциклопедический справочник. Алматы, 1998 г.
Современный Казахстан: цифры и факты. Алматы, 1998 г.
Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002 гг.). Алматы, «Юрист», 2003 г.
Ш.К. Сатпаева, Х.А. Адибаев. Казахская литература. Алматы. "Рауан", 1993.