Программа по Истории Казахстана История в датах и лицах


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
методическим кабинетом
~ Б.Ж. АКМАГАМБЕТОВ
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ
МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА
28.12.2012г.
28.08.2012г.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА В ДАТАХ И ЛИЦАХ»для учащихся 10 класса
СОСТАВИЛ: учитель истории Клинюшина Н.В.
Одним из направлений деятельности учителя истории сегодня является подготовка выпускников школы к сдаче Единого Национального Тестирования по истории Казахстана. Учитель стремиться найти наиболее эффективные формы и методы работы. Опыт подготовки учащихся 10 класса к ЕНТ показывает, что качественных результатов можно достичь при условии системности в работе.
Цель курса: углубленное изучение истории Казахстана через исследование роли личности в истории и анализа основных исторических событий.
Задачи курса:
Повторение и обобщение курса истории Казахстана с древнейших времён и до наших дней.
Добиться чёткого, логического обоснованного понимания учащимся исторического материала.
Актуальность: в последнее время перед учителем стоит серьёзная проблема подготовки учащихся к успешной сдаче ЕНТ по истории Казахстана. В 10 классе на курс истории Казахстана отводиться 2 часа в неделю, за это время необходимо выполнить учебную программу, рассчитанную на этот класс. А на повторение раннее пройденного материала времени остаётся очень мало. Решение этой проблемы видится во внедрении в учебный план дополнительного, прикладного курса «История Казахстана в датах и лицах».
Ожидаемый результат:
Освоив данный курс учащиеся должны:
Знать основные периоды истории Казахстана.
Знать особенности образования государственности па территории Казахстана.
Знать важнейшие изменения в общественно - политической, социально - экономической, международной жизни Казахстана на протяжении веков.
Высказывать своё мнение об исторических событиях,участвоватьвдискуссиях.
Методические рекомендации:
Программа курса рассчитана для учащихся 10 класса
общеобразовательной школы, на его изучение отводиться 17 часов. Для успешного усвоения данного курса предлагается использовать различные
приёмы: лекции, индивидуальные задания, рефераты, заполнение таблиц,диспуты. Учащимся не следует в готовом виде преподносить всю информацию, а максимально привлекать их к самостоятельному добыванию недостающих знаний через литературу и исследовательскую деятельность.
Программа прикладного курса «История Казахстана в датах и лицах».
Раздел 1. Древняя история Казахстана.(2часа)
Томирис - сакская царица. Подвиг Ширака. Вождь гуннов - Аттила.
Раздел 2. (4 часов) Общая характеристика эпохи. Тюркские государства на территории Казахстана. Нашествие монголов. Чингисхан. Монгольские улусы и государства на территории Казахстана. Образование и укрепление Казахского
ханства. Начало джунгарских вторжений.
Образование Казахского ханства. Керсй и Жаныбек. Укрепление Казахского ханства. ХаиТауке и его свод 'законов «ЖетыЖаргы».
Раздел 3. (5 часов)
Общая характеристика эпохи. Борьба с джунгарами. Присоединение Казахстана к России. Абылай.Национально - освободительное движение в конце 18-19веках..Уалихапов. Б. Алтыпсарин. А. Кунанбаев.
Раздел 4. (5 часов)
Общая характеристика эпохи. Первая мировая война. Гражданская война. Национально-освободительное восстание 1916 года. Ревалюции 1917 года. НЭП. Индустриализация. Коллективизация. Казахстанцы в Великой Отечественной войне. И.В. Сталин. Хрущёвская «оттепель». Брежневский «застой». Провозглашение независимости Казахстаном. II.А. Назарбаев - первый Президент Республики Казахстан и Лидер Нации.
Итоговое тестирование - 1 час
№ Названия разделов и тем Кол-
во
часов Дата
проведения
PI ДревняяисторияКазахстана. 2 1 Томирис - сакская царица. Подвиг Ширака. Вождь гуннов - Аттила. 1 2 Анкетирование. 1 P2 СредневековаяисторияКазахстана. 4 3 Казахстан в средниевека. 1 4 Чингисхан. Монгольское нашествие. 1 5 Сложение казахской народности. Керей и Жаныбек. Образование Казахского ханства. Казахские ханы: Касым, Хакназар, Тауекел, Жаныбек. Хан Тауке. 1 6 Тестирование. 1 P3 Новая история Казахстана. 5 7 Казахстан в новое время. 1 8 Казахские батыры в борьбе с джунгарами. Абылай. 1 9 Национально-освободительные восстания 18-19 веков в Казахстане. 1 10 Ш. Уалиханов. Ы. Алтынсарин. А. Кунанбаев1 11 Тестирование. 1 P4 Новейшая история Казахстана. 5 12 Казахстан в новейшеевремя. Казахстан в годы
Первоймировойвойны. Казахстан в годы Гражданскойвойны 1918-1920 годов. 1 13 НЭП. Индустриализация в Казахстане. Коллективизация в Казахстане. Репрессии 30-х годов 20 века. 1 14 Подвиги казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны. И.В. Сталин. 1 15 Хрущёвская «оттепель» и брежневский «застой» 1 16 Провозглашение суверенитета. Развитие Казахстана в годы независимости.Н. А. Назарбаев - первый Президент Республики Казахстан и Лидер Нации. 1 17 Тестирование. 1 Методическиерекомендации.
Раздел 1 Древняя историяКазахстана.
Тема 1: Томирис - сакская царица. Подвиг Ширака. Вождь гуннов - Аттила.
Цель: Сформировать глубокие знания о борьбе сакских племен за независимость в эпоху раннего железа, а также систематизировать знания учащихся о походах гуннов. Выявить роль в истории сакской царицы Томирис и вождя гуннов Аттилы.
План урока:
Историяпроисхождения сакских племён и гуннов.
Разделения саков на группы. Территория расселения саков и гуннов.
Хозяйство и быт саков и гуннов.
Общественный строй.
Войны саков за независимость и завоевательные походы гуннов.
Подвиг Ширака.
Первый вопрос можно рассмотреть в ходе беседы, т.к. материал учащимся знаком. Нужно помочь учащимся вспомнить материал и подвести квыводу, что сакскиеплемена это коренные жители казахской степи, гунны это кочевые племена втогргшиеся в КазахстанэВторой вопрос рассмотреть в процессе заполнения таблицы:
Войны саков сходства различия Войны гуннов
По ходу заполнения таблицы выявляеться роль Ширака.
Третий вопрос можно предложить им вкачестведомашнегозадания. Тема 2: Анкетирование.
Цель: проконтролировать степень усвоения учащимися пройденного материала; выявить пробелы в знаниях.
Анкета.
Скем вели войны сакские племена в VI веке до н. э.?
В чьих трудах имеются сведения о древних саках?
С кем в союзе и против кого воевали саки?
К какому стилю относятся предметы (изделия), найденные в сакских курганах?
Нарисуйте схему общественного устройства гуннов. Охарактеризуйте её.
Что означает понятие «эпоха великого переселения народов»?
Назовите страны которые покорил Аттила.
Раздел 2 Средневековая история Казахстана.
ТемаЗ: История в средние века.
Цель: повторить и систематизировать знания учащихся по истории средневекового Казахстана.
Данному занятию можно придать разные формы, т.к. цель данного занятия выявить насколько учащиеся владеют материалом по данному отрезке времени. Это могут быть: аукцион, КВН, деловая игра и т.д. Выбор формы будет зависеть от уровня подготовленности класса.
Тема 4: Чингисхан. Монгольское нашествие.
Цель: закрепить знания учащихся с возникновении монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголов; показать героический характер обороны городов Казахстана и Средней Азии; выяснить причины поражения в борьбе против монгольских завоевателей.
На начальном этапе желательно в ходе небольшой беседы выявить, что учащиеся знают по данной теме.
Затем если уровень подготовленности учащихся не плохой, то нужно дать характеристику личности Чингисхана. После чего можно переходить к раскрытию вопросов общественного устройства. Затем восстанавливается хронология завоевательных походов войск Чингисхана и их последствия.
Тема: 5 Сложение казахской народности. Керей и Жаныбек. ОбразованиеКазахского ханства. Казахские ханы: Касым. Хакназар. Тауекел. Жаныбек. ханТауке.Цель: систематизировать знания учащихся по вопросам сложения казахской народности и образования Казахского ханства; закрепить знания учащихся о жижнедеятельности казахских ханов.
Занятие посвещенно изучению вопроса об этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и первого казахского государства. Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения. Занятие можно провести в форме круглого стола или конференции. Подготовительная работа к этому занятию ведётся заранее.
Тема 6: Тестирование.
Цель: контроль знаний
Тест (примерный)
В 756 г. тюргешский каганат пал под натиском: а)карлуковв) кыпчаков с) Огузов
д)кимакове)калмаковКакую территорию занимали огузы?
а)Западный Казахстан
б)Мавераннахрс) Центр. Казахстан
д)Восточный Туркестан
е)Южный Казахстан
. В каком году распался карлукский каганат? а) 944
в)940 с) 870 Д) 756 е) 820
Когда образовался Тюркский каганат? а) 542г.
в) 552г. с) 562г.
д)756г.
е)603г.
Родоначальник династии караханидов: а) Сулукв) СатукБогра-хан с) Муганд)Сасы Бука
е)Арслан хан
Как называли кыпчаков в русских летописях: а) половцы
в) куманы с) печенеги
д)мамлюки
е)казахи
Когда Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингис ханом? а) 1218г.
в) 1205г. с) 1221г.
д)1219г.
е)1200г.
В поход на Семиречье Чингис- хан отправил войска во главе с: а) Джебев) Джучи с) Тулуемд)Чагатаеме)Мунке.Казахстан вошел в состав монгольской империи с: а) 1218-1222гг.
в) 1221-1223гг. с) 1219-1224гг.
д)1218-1222г.
е)1217-1221
Европейские походы Батыя длились: а) 123 8-1240гг.
в) 1236-123 8гг. с) 1236-1242гг.
д)1230-1239гг.
е)1240-1245гг.
Основатель государства Могулистан: а) эмир Тимур
в)Едигес) Тоглук- Тимур
д)эмир Пуладчие)ХулагуКакой хан правил казахским ханством в 1538-1580 гг.? а) Хакк- НазарРаздел 3 Новая история Казахстана.
Тема 7: Казахстан в новое время.
Цель: систематизировать и закрепить знания учащихся по истории нового времени.
Данный занятие можно провести в любой форме (см.занятие 3), т.к. цель этого занятия выявить уровень подготовленности детей.
Тема: 8 Казахские батыры в борьбе с джунгарами. Абылай.
Цель: закрепить у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях джунгарского нашествия, причинах побед джунгар и поражения казахов; систематизировать знания о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления.
INCLUDEPICTURE "F:\\..\\..\\..\\DOCUME~1\\Admin\\LOCALS~1\\Temp\\FineReader11\\media\\image2.jpeg" \* MERGEFORMATINET
В начале занятия можно провести примерную беседу:
Охарактеризуйте внутреннее положение Казахского ханства в начале 18 века.
2.Охарактеризуйте внешнее положение Казахского ханства в данный период.
3 . Перечислите причины завоевательных войн джунгар на территорию Казахстана.
Назовите «Годы Великого бедствия». И почему их так назвали?
Почему казахи на начальном этопе войны с джунгарами терпели поражение?
Какие последстия имели джунгарские набеги для казахов?
Кого из казахских батыров вы знаете?
О жизнедеятельности Абылая можно заранее поручить учащимся приготовить презентацию.
Тема 9: Национально-освободительныевосстания 18-19 веков в Казахстане.
Цель:повторитьи закрепить знания учащихся о наиболее крупных национально-
освободительных восстаниях 18 века натерритории Казахстана.
Учащщиеся на данном уроке могут поработать самостоятельно, заполняя приведённую ниже таблицу.
Крестьянок НациональнВосстание Восстание Восстал Восстание
оевосстание
под
предводит. Е. Пугачёва о-
освободит.
движение
под
предводит. С. Датулыпод
руководс. И.Тайманулы и М. УтемисулыЖ.ТленшиулыиеК.
Касымулы казахоапротив
среднеазиатск их государтв и русского правительства
Годы
восстаний Причины
восстаний Охваченная
территория Предводители
восстаний Движущие
силы Характер
восстаний Причины
поражений Историческое значение Тема 10: Ш. Уалиханов. Ы. Алтынсарин. А. КунанбаевЦель:углубить знания учащихся о жизнедеятельности Ш. Уалиханова. Ы.
Алтынсарина. А. Кунанбаева.
INCLUDEPICTURE "F:\\..\\..\\..\\DOCUME~1\\Admin\\LOCALS~1\\Temp\\FineReader11\\media\\image3.jpeg" \* MERGEFORMATINET
Учащимся можно проел ожить разделиться на группы и подготовить презинтации о жизнедеятельности Ш. Уалиханова. Ы. Алтынсарина. А. Кунанбаева.
Тема 11: Тестирование.
Цель: контроль знаний учащихся.
Тест, (примерный)
Прикаком русском царе было направлено первое посольство в Казахстан?
Борис Годунов Б) Федор Иванович
Иван IV Г розный
Г) Алексей Михайлович
В каком году султаны Каип и Абулхаир обратились к Петру I с просьбой о
подданстве?
1715 Б) 1716
1717 Г)1718
Когда Младший Жуз потерял политическую независимость?
1830
Б) 1863-1864
1731 Г) 1594
Какой год считается началом "актабаншубырынды"?
1730 Б) 1740
1725 Г)1723
5 В каком жузе проходило восстание под руководством СрымаДатулы?
Среднем жузе Б) Младшем жузеСтаршем жузе Г) во всех
Сколько лет длилось присоединение Казахстана к России?
менее 100 Б) 100 лет
более 100 лет Г) более 150 лет
Внутренняя орда была образована указом императора Павла 1 в
1803 г.
Б) 1790 г.
1801 г.
Г) 1810 г.
Когдабыл воздвигнут фундамент укрепления Верное?
1854г.
Б) 1855г .1856г.
Г) 1857г.
Кто был автором новой системы управления по «Уставу о сибирских киргизах»?
Б. Игельстром Б) И. К. Кириллов
М. М. Сперанский Г) А.И.ТевкелевВ каком году КенесарыКасымулы вторгся на территорию киргизов?
1847 г.
Б) 1846 г.
1840 г.
Г) 1839 г.
Какова главная причина участия казахов Младшего жуза в восстании Е. Пугачева?
вернуть свой скот Б)вернуть свои земли
вернуть власть
Г) выступить против ДжунгарКто был освобожден от налогов по реформе 1867 -1868 гг.?
баи
Б) батыры
муллы
Г) потомки Чингисхана
Казахский хан, первый присягнувший на верность России:
Аблай Б) НуралыСемеке Г) АбулхаирИсследователь искусства, собравший и написавший ценные сборники «1000 песен киргизского (казахского) народа» и «500 песен и кюев казахского народа»:
Л. ХамидиБ)А.ЗатаевичЕ. Брусиловский Г) М. ТолебаевЧ. Валиханов записал, и тем самым сохранил для киргизского народа эпический цикл:
КызЖибек Б) КобландыКозы Корпеш и Баян сулу Г) Манас.
В целях преодоления родовых распрей казахов за земли власти по «Уставу о сибирских киргизах»:
ввели смертную казнь
Б) разрешили кочевать на правобережье Урала
приостановили строительство военных крепостей Г) открывали новые округа
Назовите годы восстания КенесарыКасымулы.
1835-1846гг.
Б) 1836-147гг.
1837-1848гг.
Г) 183 8-1849гг.
Одно из самых крупных восстаний против кокандского владычества в районе Аулие - Аты началось в районе:
Шымкента Б) УзынагашаАулие - Аты Г) ПеровскаГодыправления Казахским ханством хана Абылая:
А)1771-1787гг.
Б) 1772-1773гг.
В)1773-1774 гг.
Г) 1774-1775гг.
В каком году начала издавать общенациональная газета «Казах»:
1911г.
Б) 1912г.
1913г.
Г)1914г
Тема 12: Казахстан в новейшее время. Казахстан в годы Первой мировой войны.Казахстан в годы Гражданской войны 1918-1920 годов.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по основным событиям всемирной истории новейшего времени, а в особенности по переломным событиям начала 20 века определивших весь ход дальнейших событий.
Занятие можно провести в форме семинарского занятия.
Тема 13: НЭП. Индустриализация в Казахстане. Коллективизация в Казахстане.Репрессии 30-х годов 20 века.
Цель: расширить и закрепить знания учащихся по вопросам данной темы.
Занятие можно провести в форме беседы с элементами лекции.
Тема 14: Подвиги казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны. И.В.Сталин.
Цель: систематизировать и закрепить знания учащихся о подвигах казахстанцев на фронтах ВОВ. Дать оценку периоду правления И.В. Сталина.
На данном занятие можно заслушать рефераты или посмотреть презентации подготовленные учащимися о казахстанцах отличившихся в годы войны. А о роли И.В. Сталина в истории СССР можно провести беседу.
Тема: 15: Хрущёвская «оттепель» и брежневский «застой»
Цель: систематизировать и закрепить знания учащихся по периодам правления Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева.
На данном занятие хорошо зарекомендовала себя форма дебатов.
Тема16:Провозглашениесуверенитета.Развитие Казахстана в годы
независимости.Н.А. Назарбаев - первый Президент Республики Казахстан иЛидер Нации.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по данной теме.
Для работы на это занятие можно разбить учащихся на группы и каждой из них предложить подготовить презентации.
Тема 17: Тестирование.
Цель: контроль знаний учащихся.