Обобщение опыта работы Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
«Реализация системно – деятельностного подхода
в обучении младших школьников»
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, который предполагает:
·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
·переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
·ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
·учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
·разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
·гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса. И так,
деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
- принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
- принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. [2]
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Ключевые слова в деятельностном подходе в системе начального образования характеризуются:
- искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
- сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
- адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.[5]
Для примера по реализации деятельностного метода можно использовать структуру урока введения нового знания, которая имеет следующий вид :I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии– 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.[3]
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать? и другие.
Особенность деятельностного метода – самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы учитель предлагает ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указывает на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешает учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя предлагаю использовать в работе задания, переворачивающие традиционную форму вопрос - ответ, которая существует между учителем и учащимися: вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: «Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать её, вы можете задать мне только семь вопросов». Или: «Задайте любые пять вопросов о слове, которое я загадала». Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т. д.
Ученики на уроках работают в соответствии своих возможностей, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его ученики. Дается детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Таким образом, работа в паре это то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.
Особое внимание уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Содержание УМК «Перспективная начальная школа» доступно каждому ученику. Это сохраняет у детей устойчивый интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех. Формированию учебно-познавательных мотивов способствует работа со специальными рубриками учебников: «Словарная работа», «Работа по развитию речи», «Поход в музейный дом» (учебник № 2 «Русский язык», автор М. Л. Каленчук). Содержание текстов, иллюстраций, заданий вызывает эмоционально-положительное отношение учеников - удивление, сопереживание, радость открытия и желание учиться.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется найти ответ, а это вызывает интерес. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок: она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя, что приводит к формированию развития личности ребенка. В этом случае свою деятельность направляю на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке. В связи с этим возникает необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся и классифицируются по преобладающему каналу восприятия:
Визуальный:
Аудиальный:
- тема-вопрос;
- побуждающий и подводящий диалог;
- работа над понятием;
- собери слово;
- ситуация «яркого пятна»;
- исключение;
- исключение;
- проблема предыдущего урока;
- домысливание;
- проблемная ситуация;
- группировка.
Особое внимание уделяется визуальному каналу восприятия, в связи с психологическим развитием младшего школьника.
Все средства обучения, входящие в учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа», направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т. е. строгой последовательности учебных операций. Сначала ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно. При затруднениях ученик может воспользоваться специальными подсказками - напоминаниями, помогающими самостоятельно справиться с задачей. Например, при выполнении задания по русскому языку по теме «Синонимы» (учебник для 2 класса, стр. 115-118, № 1): «Найди два слова близкие по значению, которые не являются родственными. Запиши слова парами» - ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника: Синонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.
В работе учитель чаще всего сталкивается с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки. В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции. Например:
порядок разбора слова по составу:
- выдели окончание;
- выдели основу;
- выдели корень;
- выдели приставку и суффикс.
Данная проблема должна учитываться учителем начальной школы на каждом уроке, и предлагаю фрагменты уроков:
- фрагмент урока русского языка в 2 классе по теме «Сложные слова».
Цель: закреплять умение образовывать сложные слова с соединительными гласными о и е и без соединительных гласных.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использует подводящий диалог
Формулируют вопрос:
сколько корней в слове «листопад»?
Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.
Почему это явление так называют?
Потому что осенью листья падают.
Запишите: Лист падает
Записывают слова.
Подберите и запишите однокоренные слова к словулист. Выделите корень.
Листок, листочек, листик.
-фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках».
Ученики с большим одушевлением стараются выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности: слушания музыки и рассматривания репродукций картин в учебниках «Литературное чтение» начиная со 2 класса в разделе «Музейный дом». Задания могут быть следующими:
сопоставление характера музыкального произведения с настроением картины. (Из трёх картин «Золотая осень», «Летний день», «Февральская лазурь» выбери ту, которая соответствует настроению пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года»); определение характера музыкального произведения и создание воображаемой картины к нему.
Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.
В результате использования системно-деятельностного подхода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
В начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать цели, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования)
Исходя из новых социальных запросов, важнейшей задачей является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Одним из направлений в модернизации образования является компетентностный подход. Проработав более двадцати лет в школе, уверенно могу назвать технологии, которые мне близки, интересны и отвечают требованиям современного урока. Наиболее приоритетной является технология системно-деятельностного подхода. Шестнадцать лет я работала по системе развивающего обучения (Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова). Четыре года - по программе «Гармония», содержание которой основано на идеях развивающего обучения. Тщательно изучила учебно-методический комплекс (программу, учебники, книги для учителя, тетради на печатной основе), разработала тематическое планирование по каждому предмету. В результате пришла к выводу: содержание учебного материала соответствует задачам современного школьного образования, материал излагается научным языком, прослеживается связь с жизнью, межпредметная связь
Однако, я понимаю, что для достижения современных целей образования, необходимо искать и использовать новые подходы, формы, инструменты в работе с учащимися. Ежедневно находясь в кругу детей, мне приходится наблюдать низкий уровень общения между детьми, увеличение числа детей с высокой тревожностью, отвергаемых детей, большой разрыв между образованием и социальной практикой, несформированность умения учиться и организовывать свою деятельность. Усложнение содержания учебного материала приводит к тому, что редко кто из учащихся учится сам, без помощи родителей, сохраняя лишь роль исполнителя. Освоение ключевых компетенций – реальный сдвиг от учебных знаний и умений к способности эффективно действовать в разных ситуациях.
В последнее время увеличился поток информации. Как помочь в ней разобраться? Как способствовать познавательной активности? Вот здесь на помощь приходит учитель, владеющий приёмами работы с разными источниками информации. Я вижу выход в целенаправленном развитии информационной культуры школьников. Cчитаю, что негативными факторами, тормозящими процесс развития познавательной самостоятельности, является отсутствие конкретных умений (вычленить главное, сориентироваться в море информации, без лишних затрат времени представить результат своих размышлений), а также проблема рациональности в учебной деятельности.
На мой взгляд, массовые ошибки, как правило, связаны:
-с неправильным прочтением и непониманием задания, не озвученного предварительно учителем;
- неумением работать с оглавлением;
- выделенными понятиями, абзацами в тексте;
- поиском ответов на вопросы;
- поиском главной мысли;
- объяснением значения нового слова.
Решением проблем для меня стала разработка и реализация учебного модуля в рамках уроков литературного чтения «Информационно-поисковые умения на уроках чтения», составленная на основе учебно-методического пособия Соколовой Т. Е., г. Самара. Цель занятий модуля: формирование библиографических умений (подбор литературы по заданной теме; использование словарей, справочников; сужение круга поиска информации рациональными приемами и пр.) Уроки по формированию информационно-поисковых умений проводятся один раз в неделю на базе школьной библиотеки в рамках программы по чтению. Выполнение программы по чтению достигается за счет перегруппировки материала. Часть урока отводится целенаправленному развитию умений и навыков информационно-библиографической культуры учащихся.
Наиболее важным условием является не только стремление научить детей информационно-библиографическим умениям, но и желание увлечь учащихся чтением по интересам, играми в сжимание и развертывание информации, соревнованиями на скорость поиска информации в книгах и использовании системы закладок. На занятиях ребята знакомятся с различными способами кодирования для рационального запоминания и хранения информации.
Для отслеживания результатов я использую следующие критерии:
-умение определять количество персонажей;
- умение высказывать свои суждения;
- нахождение сравнений, повторений в тексте;
- нахождение абзацев, фрагментов текста с конкретным заданием;
- объяснение смысла нового слова;
- формулирование главной мысли произведения.
Уровень сформированности информационно-поисковых умений (3 «Б» класс).
(тестовая работа)
УровниНоябрь, 2008 г.Май, 2009 г.Декабрь,2009 г.
Высокий34,6%30,4%
Средний53,8%60,8 %
Низкий11, 5%8,6%
Целенаправленная работа позволила увидеть положительную динамику по ряду показателей. Это касается развития информационно-поисковых умений, в частности работы с разного вида справочниками, скорости использования ориентировочного аппарата книги, местонахождения искомого абзаца, понятия и пр. Полученные знания и умения применяются детьми и при выполнении проектно-исследовательских работ.
Учебный годКоличество работТема проекта (исслед.)
2007-20080
2008-20091Бактерии – друг или враг человека?
2009-201031. Космос – бесконечен ли он?
2. Проект «Голубь мира»
3. Проект «Клатч»
Подводя итог занятий по информационной культуре в конце года, учащимся было предложено три вопроса. На вопрос «Чему научились на библиотечных уроках?» ребята ответили: как выбирать интересную книгу; искать быстро нужные страницы; работать с закладками в библиотеке; спокойно вдумчиво читать; находить информацию, вести записи в читательском дневнике. Отвечая на вопрос «Что еще хотели бы узнать?», самыми частотными ответами стали: больше узнать о писателях; о новых книгах; как писать книги. И, наконец, «Нужны ли библиотечные уроки?» - ответ был положительный.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по формированию информационно-поисковых умений у учащихся стимулирует их познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Формирование ключевых компетентностей предполагает наличие технологии, с помощью которой можно проверить их сформированность. Одна из новых форм работы в данном направлении – проектные задачи. Интерес к проектным задачам в моей практике появился благодаря работе городской проблемной группы по данной теме. Продолжая работать над формированием информационно-поисковых умений, я решила поближе познакомиться с технологией уроков проектных задач. Моей методической темой стала в этом учебном году: «Проектная задача – как способ отслеживания учебных действий». Я изучила теоретический материал по проектным задачам, попыталась определить их место в образовательном процессе, методику работы над проектной задачей. В результате работы стало совершенно ясно, что использование технологии проектных задач необходимо в организации учебного процесса. Именно проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств, приемов; итогом решения такой задачи является реальный продукт (текст, схема, макет и пр.), созданный детьми. В ходе работы учащихся над проектной задачей можно определить способы деятельности учащихся, сотрудничество, ресурсы ученика на данном этапе, умение действовать в нестандартной ситуации, требующей комплексного использования умений и знаний, полученных в рамках отдельных учебных дисциплин. Чаще всего уроки проектных задач – итоговые уроки, «не привязанные» к конкретной теме, к учебному предмету.
В марте прошлого года для учителей школы мною был проведен открытый урок русского языка в 3 «Б» классе. Результатом совместной работы групп стал текст. На уроке в процессе работы над решением задачи было видно, что ребята умеют сотрудничать, знают способы решения конкретной нестандартной задачи.
В декабре этого года для учителей городской проблемной группы – урок математики в 4 «Б» классе. Чтобы получить конечный результат – аппликацию «Дом», ребятам необходимо было решить несколько задач, чтобы найти параметры фигур; затем построить многоугольники, проверить правильность построения и только потом прийти к конечному результату. Неожиданной для ребят стала презентация своих работ. Были видны достоинства и ошибки каждой группы. Важен вывод, сделанный детьми: чтобы получилось правильно, нужно уметь решать задачи, точно выполнять построения и выполнять инструкцию. Надо отметить, что такие уроки необходимо тщательно продумывать, подбирать материал и не вмешиваться, по-возможности, в процесс решения задачи детьми. На основе просмотренного урока было построено обсуждение учителями города технологии проведения урока проектных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по освоению и применению проектных задач в учебном процессе, так как эти критерии могут являться показателями формирования у учащихся ключевых компетентностей, что трудно сформировать и продиагностировать в каком-либо другом виде деятельности.
Вся моя последующая работа будет направлена на формирование у учащихся основ умения учиться и организовывать свою деятельность.
1.Введение
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов ,Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. Целью сегодняшней встречи является совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.
В результате работы мы должны будем разработать карту наблюдения на уроке с точки зрения системно- деятельностного подхода, памятку для учителя, как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода, а также систематизировать полученные знания о системно- деятельностном подходе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе. Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе. Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо.
Задание учителям: дополните предложение: «Системно-деятельностный подход- это…»
Решение педагогического совета:
1. Всем педагогам активизировать работу по самообразовательной деятельности, посещая уроки коллег с целью изучения опыта реализации системно-деятельностного подхода. .
2. Использовать теоретические знания и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе.
3. Разместить материалы на школьном сайте об использовании системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.