РАЗРАБОТКА ПО ПСИХОЛОГИИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА МОМЕНТ ПОСТУПЛЕНИЯ ЕГО В ШКОЛУ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. (РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА)
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя начальных классов, словом, все те, кто любит детей и хочет научиться их лучше понимать!
Если вы проявляете искренний интерес к проблемам вашего ребёнка, особенностям его развития и общения, то, надеюсь, эта статья для вас. Она поможет вам поближе познакомиться с особенностями психологического развития младшего школьника, позволит определить некоторые проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребёнка в школу и адаптации в ней, а также найти пути их разрешения.
Прежде, чем рассуждать о развитии и особенностях общения ребёнка младшего школьного возраста, попробуем определить, что такое общение, коммуникативные способности, зачем они нужны и как проявляются в реальной жизни.
Общение — это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, её восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Общение сопровождает нас повсюду — ежесекундно взаимодействуя с ребёнком, вы общаетесь с ним. Это происходит и тогда, когда вы разговариваете с малышом, рассказываете ему что-то или помогаете решить сложную задачку( словесное, вербальное общение), и тогда, когда вы просто обнимаете и поглаживаете его по головке (невербальное, физическое общение). Каждый момент взаимоотношений с ребёнком является элементом общение с ним.
В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя с ними, ребёнок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки. Способность к общению определяется некоторыми особенностями развития личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя три основные составляющие:
- мотивационную ( « Я хочу общаться»);
- когнитивную ( « Я знаю, как общаться»);
- поведенческую ( « Я умею общаться»).
Первая составляющая, или «область желания» определяет вступление ребёнка в контакт с окружающими. Дети , у которых отсутствует или недостаточно развить желание общаться, замкнуты, стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с книгами, компьютером, телевизором, а то и просто глядя в окно. Недостаточное развитие потребности в общении может быть связано с чисто физиологическими нарушениями( различные патологии центральной нервной системы), но гораздо чаще это имеет под собой психологическую основу. Это может быть следствием сложных конфликтных отношений в семье, развода или длительного отъезда родителей, отвержение малыша взрослыми или другими детьми. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьёзного заболевания — раннего детского аутизма.
Вторая составляющая коммуникативных способностей — область знания — определяется тем, в какой степени ребёнок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребёнка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, учителями, воспитателями, другими детьми. Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют затруднения, которые могут возникнуть у вашего ребёнка при адаптации в новом школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, застенчивость, замкнутость.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении—третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.
Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единственное единство трёх своих составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребёнка развитых коммуникативных способностей.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочерёдно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.
Обычно младшие школьники стремятся побыстрее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент. Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою «взрослость», дети к 6-7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни. Ребёнок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым. Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества. С приближением момента поступления в школу ребёнок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Серёжу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать своё общественное «Я». Всё это определяет появление у ребёнка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.
Однако, некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из садика, желая по-прежнему оставаться маленьким и беззащитным. Почему же это происходит? С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребёнка. Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней. Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей. Как часто можно услышать от мамы, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: « Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!» Нередко такие родителя не видят имеющиеся проблемы развития ребёнка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш «лучше всех». При этом они ругают ребёнка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему нужно приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа. Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у них положительную оценку. Хуже, когда это поддержка абсолютизируется, когда ребёнок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным. В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.
С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может статьи то, что современные программы образования в саду становятся всё более приближёнными к школьным. Уже в садике ребёнок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься с ним в группу, к школьному режиму дня. В этом случае поступление в школу перестаёт восприниматься ребёнком как что-то особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление « примерить на себя « новую роль—роль школьника.
Итак, самоуважение — основное новообразование младшего школьника. Вот почему большинство детей с нетерпением ждут поступления в школу, с удовольствием играют « в школу» и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.
Дети этого возраста любят надевать «взрослую» одежду, часто примеряют мамины туфли, папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать её косметику. Как правило, всё это вызывает недовольство родителей, они постоянно одёргивают малыша, призывая его «не мешать мама или папе», «вести себя прилично». Таким образом, мы с вами, уважаемы родители, вольно или невольно подавляем потребность ребёнка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. Что происходит потом? Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим своё мнение, ребёнок ищет новые способы реализации возникшей потребности. Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослых. Не получая возможности говорить прямо, ребёнок начинает кривляться, капризничать, привлекать к себе внимание взрослых доступными ему способами. Такие реакции психологи называют «регрессивными формами поведения».
Если вы стали замечать, что ваш 6-7-летний ребёнок всё чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития. В этом случае есть несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребёнком в этот непростой для него период.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
* Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя». Помогайте ребёнку в сложных ситуациях.
* Привлекайте ребёнка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребёнок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чём-то ошибся.
* Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не несёт ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
* Будьте рядом с ребёнком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребёнку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
* Поощряйте даже самый маленький успех ребёнка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
* Отвечайте на вопросы ребёнка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6-7-летний возраст—это возраст «почемучек», ребёнку интересно буквально всё, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы даёт сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
* Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребёнку, то стойте на своём до конца. В противном случае слёзы и истерики станут для него удобным способом настоять на своём. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребёнку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешает папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
* Подавайте ребёнку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нём обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всём подражает вам, и если в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ
Когда ребёнку исполняется 6-7-лет, у всех родителей возникают одни и те же вопросы: готов ли он к обучению в школе, стоит ли отдавать малыша в школу в 6 лет или ещё годик подождать, сможет ли он учиться в школе без осложнений и какую программу обучения лучше выбрать?
И вот малыш в школе. Проходит месяц , другой, и вы вдруг стали замечать, что ваш ребёнок всё менее охотно делает уроки, стремится найти малейший повод, чтобы пропустить занятия, отказывается играть и общаться с одноклассниками. А в один прекрасный день он может заявить вам, что вообще не хочет больше посещать школу и предпочитает вернуться в детский сад.
Перечисленные признаки являются симптомами так называемой «школьной дезадаптации», явления, связанного с тем, что ребёнок начинает испытывать трудности привыкания к новой для него среде. Это может быть потому, что для ребёнка психологически тяжёлым оказалось пребывание в новом для него коллективе, или он не смог занять в нём того места, которое хотел бы иметь( например, не смог стать лидером класса), не смог найти себе друзей. А может быть ребёнку тяжело привыкнуть к ситуации оценивания, которыми насквозь пронизана школьная жизнь, и он почувствовал себя неумелым, неспособным, не таким, как все остальные. Возможно, малышу не удаётся найти контакт с учительницей, и он просто робеет и стесняется в её присутствии. Причин школьной дезадаптации может быть достаточно много. Прежде, чем их понять, необходимо оценить, насколько успешно ваш сын или дочь сумели адаптироваться к обучению в школе, насколько свободно и комфортно они там себя чувствуют.
В этом может помочь «Схема экспертной оценки адаптивности ребёнка к школьному обучению (для учителей и родителей)».
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
1. Успешность выполнения школьных заданий
5 баллов — правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.
4 балла — небольшие помарки, единичные ошибки.
3 балла — редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
2 балла — плохое усвоение по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1 балл — плохое усвоение программного материала по всем предметам.
2.Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения заданий
5 баллов — ребёнок работает легко, свободно, без напряжения.
4 балла — выполнение заданий не вызывает у ребёнка особых трудностей.
3 балла — иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство. Выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
2 балла — выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением.
1 балл — ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
3.Самостоятельность при выполнении школьных заданий
5 баллов — ребёнок всегда самостоятельно справляется с заданиями.
4 балла — работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого.
3 балла — иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью.
2 балла — предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно.
1 балл — для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
4. Эмоциональное отношение к школе
5 баллов — ребёнок улыбается, смеётся, идёт в школу с хорошим настроением.
4 балла — ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения.
3 балла — иногда ребёнок идёт в школу с плохим настроением.
2 балла — у ребёнка случается проявление негативных эмоций ( тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность).
1 балл — преобладание депрессивного настроения или агрессии ( вспышки гнева, злости).
5. Взаимоотношения со сверстниками
5 баллов — ребёнок общительный, инициативный, имеет много друзей.
4 балла — ребёнок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.
3 балла — сфера ребёнка несколько ограничена, общается только с несколькими детьми.
2 балла — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
1 балл — ребёнок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерётся.
6.Отношение к учителю
5 баллов — ребёнок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно общается с ним, охотно рассказывает о нём дома.
4 балла — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так. В случае необходимости ребёнок может обратится к учителю за помощью.
3 балла — старается выполнить все требования учителя, но за помощью чаще обращается к родителям или одноклассникам.
2 балла — выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него.1 балл — избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, начинает запинаться.
0 баллов — общение с учителем вызывает отрицательные эмоции, ребёнок обижается, плачет, когда ему делают замечания.
Результаты оценки.
После того, как вы ответили на все вопросы, просуммируйте полученные оценки. С помощью итогового балла вы можете оценить уровень адаптации ребёнка к школе.
19—30 баллов — ребёнок успешно адаптировался в школе;
13—18 баллов — адаптация прошла недостаточно успешно, есть «проблемные» точки;
0—12 баллов — низкий уровень адаптации, ребёнку требуется психологическая помощь и поддержка.
Таким образом, происходит определение, насколько успешно ребёнок адаптировался к обучению в школе. В зависимости от того, какая область школьной жизни представляет для ребёнка наибольшие трудности, определяется основное направление психологической поддержки.