Урок литературы в 6 классе по теме «Быт и нравы поместной жизни. Урок – погружение» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)










Урок литературы в 6 классе
по теме
«Быт и нравы поместной жизни.
Урок – погружение»
(по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)














Учитель: Валиулина А.В.
МОУ СОШ № 4 п.Лесогорск
Чунского района Иркутской области
Класс: 6а


Тема: Быт и нравы поместной жизни.
Урок – погружение.
(по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)


Цель: На основе использования иллюстративного материала, музыкальных фрагментов, анализа текста создать учащимся условия для погружения в атмосферу начала 19 века с целью знакомства с особенностями быта помещиков, особенностями межличностных отношений, взаимоотношений с крестьянами, а также подвести их к пониманию авторской оценки событий и героев. Создание условий для самовыражения и творческой реализации учащихся.

Оборудование:
иллюстрации с изображениями помещичьих усадеб, костюмов и интерьеров19 века, сцен из крестьянской жизни
«Полонез» Огинского

Ход:
Орг.момент.
Определение темы, целеполагание.
Звучит «Полонез» Огинского
- Рассмотрите иллюстрации. Что их объединяет? В какой век они нас переносят? Запишите ключевые слова (поместье, крестьяне, простор и т.д.).
- А какое отношение иллюстрации и ключевые слова имеют к героям романа Пушкина «Дубровский? Попробуем вместе определить тему урока.
- А какую форму урока лучше выбрать?
Урок – размышление
Урок – погружение
Урок – дискуссия
- Обоснуйте свое мнение.
- А с какой целью мы попытаемся максимально приблизиться к реалиям жизни помещичьей усадьбы? Что мы хотим узнать?
3. Словарная работа.
- «Кто быстрее и точнее» объяснит значение слов:
Холоп, отъезжее поле, травить зверя, протравить зверя, провинция, купчая, камердинер, бельведер, гувернер, трапеза.
История создания произведения.
Слово архивариусу (выступление учащегося)
- Чем любопытна история создания произведения? События и герои – результат авторского воображения или имеют вполне реальную основу?
Вывод: Таким образом, Пушкин, перенося нас в действии романа в 10-е годы 19 века, рисует широкую картину русской поместной жизни. В провинции в те времена проживало 2/3 населения России. Следовательно, познакомившись с образом жизни героев «Дубровского», мы узнаем, как жили 2/3 россиян в начале 19 века и сделаем вывод о том, как сам автор оценивает эту жизнь. Начнем же наше знакомство.
Герои романа о своей жизни (подготовленные выступления учащихся).
Маша Троекурова
Псарь Троекурова
Андрей Гаврилович Дубровский
- Кто жил в поместьях?
- Что о нравах и быте поместной жизни вы узнали из рассказов героев?
6. Работа с иллюстрациями. Сравнение жизни в двух поместьях.
- Все события разворачиваются в двух имениях – Покровское (Троекуров) и Кистеневка (Дубровский). На иллюстрациях изображены две усадьбы. Какая из них могла принадлежать Троекурову, а какая – Дубровскому? Аргументируйте свое мнение. Чем отличаются усадьбы?
- Обратите внимание, в какой из усадеб деревянная, а в какой каменная церковь? Почему автор не упустил этой детали?
- Как относятся помещики Троекуров и Дубровский к дворовым? А как крепостные – к господам?
- Какой вывод можно сделать, сравнивая жизнь двух поместий?
7. Интервью с Троекуровым.
- С кем из помещиков мы пока не познакомились? Узнайте этого героя по небольшой характеристике: «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губернияхи т.д.»
- О чем бы вы хотели его спросить?
(учащиеся задают вопросы учащемуся, выступающему в роли Троекурова)
Вывод: какое впечатление произвел на вас этот герой? Как складывались отношения между помещиками?
8. Поместные развлечения.
- А как развлекались помещики? (балы, охота)
Выступление учащегося «Бал у Троекурова глазами очевидца»
- А вот еще одна барская забава.
Чтение эпизода с медведем.
- какие чувства вызывает у вас эта забава? Почему?
Почему автор называет это увеселение «благородным»? Что испытывает он: горечь, зависть, восторг, возмущение?
Вывод: - Что о быте и нравах поместной жизни вы узнали?
- Что вас больше всего заинтересовало, взволновало, потрясло?
- Чувствуете ли вы авторское отношение к героям? Что вам помогло понять это?
- Какие вопросы остались?
9. Рефлексия деятельности.
- Оцените работу
класса в целом
свою
- Чью работу на уроке вы бы хотели отметить особо?
10. Домашнее задание:
Дочитать роман
По выбору
Миниатюра – рассуждение «Владимир Дубровский – благородный разбойник или несчастный человек?»
Художественный пересказ эпизода по выбору.



15