Модифицированная программа коррекционно-развивающих занятий (начальная школа)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми

Модифицированная программа коррекционно-развивающих занятий
на основе программы Е.В.Языкановой(начальная школа)
(2010-2015 гг.)
Автор:
Батракова Наталья Владимировна
(учитель начальных классов)
Пермь 2о10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
С первых дней обучения ребёнку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из направлений работы педагога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всём протяжении обучения в младших классах. Дополнительную трудность в работу учителя вносит необходимость решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельный опыт.
Приоритетные направления развития:
1 класс:
Ориентация в пространстве (копирование с доски, учебника, ориентация в тетради, движение с преподавателем)
Произвольность(восприятие инструкции, произвольность познавательных процессов, организация простых видов деятельности)
Тонкая моторика, координация
Мышление(сравнение, анализ, логика, выделение существенного)
Внимание(концентрация, объём)
Память(объём, опосредованность)
Восприятие(произвольность)
2 класс:
Воображение
Внимание (объём, переключаемость, устойчивость)
Память (кратковременная, зрительная, избирательность)
Анализ текстов
Внутренний план действий
Мышление (анализ, синтез)
3 класс:
Анализ текстов
Развитие речи
Внимание(произвольность, устойчивость)
Мышление(логика, анализ, креативность)
Воображение
Групповая работа
4 класс:
Мышление(анализ, сравнение, классификация, выделение существенного)
Избирательность(восприятия, памяти)
Воображение
Планирование, организация деятельности
Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим- это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 30-40 минут. Ребёнка вначале можно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание окажется слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. Успех в самом начале – обязательное условие.
Занятия логически выстроены по двум направлениям:
От простого к сложному
По актуальности задач на каждом возрастном этапе
Цель программы.
Интеллектуально-личностно- деятельностное развитие младших школьников.
Задачи программы.
Формировать общеинтеллектуальные умения
Развить внимание
Развить память
Развить пространственное восприятие и сенсомоторную координацию
Формировать учебную мотивацию
Развить личностную сферу
Основные блоки программы:
1 класс
№ П\ПТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Выделение существенного
Тонкая моторика
1
2 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Анализ
Тонкая моторика 1
3 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
4 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
5 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Выделение существенного
Тонкая моторика 1
6 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
анализ
Тонкая моторика 1
7 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
анализ
Тонкая моторика 1
8 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
анализ
Тонкая моторика 1
9 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
10 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Тонкая моторика 1
11 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
12 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Развитие памяти
Тонкая моторика 1
13 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Развитие памяти
Тонкая моторика 1
14 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
15 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Произвольность запоминания
Тонкая моторика 1
16 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Развитие воображения
Тонкая моторика 1
17 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Концентрация внимания
Тонкая моторика 1
18 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Концентрация внимания
Тонкая моторика 1
19 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
анализ
Тонкая моторика 1
20 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 1
21 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Зрительная память
Тонкая моторика 1
22 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Зрительная память
Тонкая моторика 1
23 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Объём внимания
Тонкая моторика 1
24 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Объём внимания
Тонкая моторика 1
25 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Зрительная память
Тонкая моторика 1
26 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Концентрация внимания
Тонкая моторика 1
27 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Концентрация внимания
Тонкая моторика 1
28 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
логика
Тонкая моторика 29 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
анализ
Тонкая моторика 1
30 Направленность:
Ориентация в пространстве
Развитие произвольности внимания, восприятия
Концентрация внимания
Тонкая моторика 1
2 класс
№ П\ПТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
анализ 1
2 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
анализ 1
3 Направленность:
Пространственное воображение
Концентрация внимания
анализ 1
4 Направленность:
Пространственное воображение
Зрительная память
анализ 1
5 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Логическое мышление 1
6 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Анализ текста 1
7 Направленность:
Пространственное воображение
память
внутренний план действий 1
8 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Логическое мышление 1
9 Направленность:
Пространственное воображение
анализ 1
10 Направленность:
Пространственное воображение
Переключаемость внимания
анализ 1
11 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
синтез 1
12 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
анализ 1
13 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
синтез 1
14 Направленность:
Пространственное воображение
Анализ текста
Кратковременная память 1
15 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Внутренний план действий 1
16 Направленность:
Пространственное воображение
устойчивость внимания
анализ 1
17 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Логическое мышление 1
18 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Анализ текста 1
19 Направленность:
Пространственное воображение
Устойчивость внимания вниманияанализ 1
20 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Логическое мышление 1
21 Направленность:
Пространственное воображение
Переключаемость внимания
Анализ 1
22 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Анализ текста 1
23 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Внутренний план действий 1
24 Направленность:
Пространственное воображение
Анализ
Зрительная память 1
25 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Внутренний план действий 1
26 Направленность:
Пространственное воображение
Устойчивость внимания
анализ 1
27 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Логическое мышление 1
28 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
анализ 1
29 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Анализ текста 1
30 Направленность:
Пространственное воображение
Синтез
Зрительная память 1
3 класс
№ П\ПТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
логика 1
2 Направленность:
Пространственное воображение
Анализ текста
память 1
3 Направленность:
Пространственное воображение
Устойчивость внимания вниманиялогика 1
4 Направленность:
Пространственное воображение
Развитие речи
логика 1
5 Направленность:
Пространственное воображение
Устойчивость внимания вниманиялогика 1
6 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
анализ 1
7 Направленность:
Произвольность внимания
Логика
Креативность мышления 1
8 Направленность:
Произвольность внимания
Логика
память 1
9 Направленность:
устойчивость внимания
логика
анализ текста 1
10 Направленность:
Произвольность внимания
Логика
память 1
11 Направленность:
воображение
Произвольность внимания
Анализ текста 1
12 Направленность:
Пространственное воображение
логика 1
13 Направленность:
Пространственное воображение
Логика
Анализ текста 1
14 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
Креативность мышления 1
15 Направленность:
устойчивость внимания
логика 1
16 Направленность:
Произвольность внимания
Логика
Креативность мышления 1
17 Направленность:
Пространственное воображение
память
анализ текста 1
18 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
логика 1
19 Направленность:
Пространственное воображение
Анализ текста
Креативность мышления 1
20 Направленность:
Пространственное воображение
Анализ
Креативность мышления 1
21 Направленность:
Пространственное воображение
логика 1
22 Направленность:
Пространственное воображение
Память
Анализ текста 1
23 Направленность:
Память
Анализ текста 1
24 Направленность:
Пространственное воображение
Логика
память 1
25 Направленность:
Пространственное воображение
Логика
Анализ текста 1
26 Направленность:
Пространственное воображение
Произвольность внимания
логика 1
27 Направленность:
логика
память
креативность мышления 1
28 Направленность:
Произвольность внимания
логика 1
29 Направленность:
Пространственное воображение
логика 1
30 Направленность:
Пространственное воображение
Креативность мышления 1
4 класс
№ П\ПТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Направленность:
Планирование
анализ 1
2 Направленность:
Планирование
анализ 1
3 Направленность:
Планирование
Анализ
сравнение 1
4 Направленность:
Пространственное воображение
анализ 1
5 Направленность:
Планирование
анализ 1
6 Направленность:
пространственное воображение
концентрация внимания
анализ 1
7 Направленность:
пространственное воображение
логическое мышление 1
8 Направленность:
планирование
логическое мышление 1
9 Направленность:
планирование
избирательность восприятия
анализ 1
10 Направленность:
пространственное воображение
выделение существенного 1
11 Направленность:
пространственное воображение
анализ текста 1
12 Направленность:
пространственное воображение
логическое мышление 1
13 Направленность:
пространственное воображение
анализ 1
14 Направленность:
планирование
логическое мышление 1
15 Направленность:
пространственное воображение
анализ 1
16 Направленность:
пространственное воображение
устойчивость внимания
логическое мышление 1
17 Направленность:
пространственное воображение
анализ 1
18 Направленность:
планирование
устойчивость внимания
классификация 1
19 Направленность:
воображение
логическое мышление 1
20 Направленность:
воображение
выделение существенного 1
21 Направленность:
воображение
логическое мышление 1
22 Направленность:
планирование
выделение существенного 1
23 Направленность:
воображение
логическое мышление 1
24 Направленность:
планирование
логическое мышление 1
25 Направленность:
воображение
анализ текста 1
26 Направленность:
воображение
логическое мышление 1
27 Направленность:
воображение
анализ 1
28 Направленность:
воображение
логическое мышление 1
29 Направленность:
воображение
сравнение 1
30 Направленность:
воображение
анализ 1
Литература.
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3.Книга 4.Книга 5.Книга 6.
Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-7 лет
Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам
Шведова Л.М. развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта.