Использование игровых технологий в урочное и внеурочное время, как одно из основных средств повышения качества образования и воспитания младших школьников.


Тухватуллина Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ».
Использование игровых технологий в урочное и внеурочное время, как одно из основных средств повышения качества образования и воспитания младших школьников.
Активность ребёнка на уроке и внеурочное время остаётся основным принципом дидактики. Эта должна быть такая деятельность ребёнка, которая характеризовалась бы высоким уровнем мотивации к активности, чтобы у ребёнка созрела потребность к усвоению знаний и умений, а так же результативностью и соответствием социальным нормам. И такая активность на современном этапе может быть достигнута использованием новых образовательных технологий. И одна их таких технологий – игровая.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значимость игры состоит в том, что она является развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках и внеурочное время при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной и внеурочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.
Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача моя, как учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Стараюсь сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещѐ поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Я хочу остановится на уроке, в котором используется дидактические игры. В чём особенность такого урока? Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Такие игры включают все виды дидактических игр, что способствует закреплению уже имеющихся знаний и самое главное, эффективному усвоению новых знаний.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учѐтом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приѐмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несѐт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
В чём же приоритет урока с использованием игровых технологий?
Я считаю, что приоритет игровой технологии в современном образовании состоит в следующем: во- первых, данная технология полностью реализует системно-деятельностный подход в обучении. Хорошо прослеживаются субъет-субъектные отношения в обучении, где педагог является для обучающихся наставником, помощником, консультантом, а ребята в свою очередь имеют возможность побыть в роли учителя: планировать свою работу, ставить цели и задачи, распределять роли, слушать других, учиться отстаивать и высказывать свою точку зрения. А это развивает коммуникативные качества, которые в современном мире просто необходимы.
Ещё одна из причин приоритетов игровой технологии в современном образовании – это то, что за счёт игры идёт повышение познавательной мотивации, обучение навыкам успешного общения, умению работать с командой и в команде, воспитывает лидерские качества, развивает навыки самостоятельной учебной деятельности. Данная технология формирует и развивает у обучающихся универсальные учебные действия, которые направлены на развитие личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных качеств личности, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2010.
2. Куревина О.Л. Петерсон Л.П, Концепция образования: современный взгляд. – М. – 2009..
3.Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 2010г.
4. Игры – обучение, досуг, тренинг /Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 2009.
5. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении. - М.: Просвещение. 2006.
6. Рудченко Л.И. Урок в современной школе. – Волгоград.: Учитель. 2010.