Учебно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
Учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Это такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом.
Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.
Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.
Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную.
Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, внедрение в учебный процесс различных технологий развивающего обучения.
Начиная с 5 класса, в своей работе начинаю использовать следующие методы
-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;
Приемы, используемые мной на уроках:
- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;
Проведение нетрадиционных форм уроков:
- урок-конференция,
- семинар по защите творческих проектов,
- ролевая игра, урок-путешествие,
- видеоурок, урок-суд, урок-экскурсия;
формы работы:
групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 7-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
коллективная форма – данную форму работы использую для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;
индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; (слайд 10-11)
Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.
В ходе своей работы занималась изучением данной технологии. Поэтому хочу поделиться основными подходами к организации исследовательской деятельности школьников.
Начинающие исследователи очень часто смешивают понятия проекта и исследования. На эти «подводные рифы» угождала и я с учащимися.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Все исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопредопределённость результата, который могут дать исследования.
Этапы проведения учебного исследования
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру:
I этап. Выбор и формулировка темы.
II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.
III этап. Составление плана.
IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
V этап. Оформление результатов работы.
VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.
Индивидуальную исследовательскую деятельность учащихся можно выстраивать по следующей более детализированной последовательности:
1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
6. Разработка методики проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
11. Обсуждение итогов завершённой работы. Рефлексия.
Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Период исследования по теме может достигать до одного года.
Роль школьника при проведении исследования во многом определяется характером взаимодействий учителя и ученика в процессе реализации исследования: индивидуальными и профессиональными установками педагога и степенью самостоятельности учащихся. Обучающийся в процессе исследования, прежде всего, остается субъектом учебной деятельности. Он может играть роль «ученика-лаборанта», выполняя указания руководителя. В этом случае замысел работы остается скрытым от ученика. Играть роль «творца» и/или «начинающего писателя» – если он самостоятельно выполняет части исследования и описывает их. «Юного исследователя» – если школьник самостоятельно проходит все шаги исследования.
В организации данной технологии можно выделить несколько этапов.
Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.
Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.
Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «XX век в лицах»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ» носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, мини-презентации.
Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории. Вот список тем сочинений, выполненных учениками: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия
Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.
Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.
Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки, разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9 классе – преимущественно, через школьную лекцию).
Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.
В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок-рассказ об ученых, и т. п.Результатом урока с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей»
Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях, в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах.
Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока. Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции– походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты.
Одним из видов долгосрочных проектов был проект на тему « Политические партии в современной России». Главная цель исследования - изучить политическую ситуацию и работу политических партий. Основными задачами работы являются анализ работы политических партий , более подробно остановиться на изучении парламентских партий ( «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия», « Коммунистическая партия», «Справедливая Россия»); доказать, что эти партии играют ведущую политическую роль в России. При изучении данной проблемы проводился подробный анализ политической. На основе полученной информации был разработан проект. В итоге были отмечены перспективы работы над проектом: продолжить изучение деятельности политических партий в области и районе. Это подтверждает, что данный проект является долгосрочным.
Большую роль в процессе исследовательской работы играет изучение истории родного края, история семьи как часть истории России.
Юные исследователи 5-7-х классов представили в подготовили исследовательские проекты и презентации:
Подвалье: из глубины веков… (история села)
Труженики тыла.
Моя семья в годы ВОВ.
Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на районной краеведческой конференции «Люблю тебя, мой край родной!», конкурсах и олимпиадах. Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.
Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.