Рабочая программа Этика и психология делового общения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29
(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.10 «Этика и психология делового общения»
специальность 100701«Коммерция (по отраслям)»
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией по специальности «Коммерция»
Протокол №1
от __ августа 2014 г.
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Председатель цикловой комиссии
_____________ Ю.П.Гурина
Заместитель директора по научно-методической работе
___________ С.Л. Денисова
Составитель : Гурина Ю.П. – преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Этика и психология делового общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь:
планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами;
Знать:
цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;
в том числе:
практические занятия 22 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
51
в том числе:
практические занятия
22
Самостоятельная работа обучающегося (всего),
25
в том числе:
Работа над учебным материалом
Подготовка докладов, сообщений
Сбор информации
Решение ситуационных задач
Составление диалога
8
8
4
2
3
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные принципы и методы этики и психологии делового общения
8
Тема 1.1.
Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения
Содержание учебного материала
2
1
Этика и психология делового общения коммерсанта: понятие, цели, задачи. Различные области наук, с которыми связана дисциплина этика и психология делового общения: общая психология, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда экономическая психология, социология, менеджмент.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения. История развития науки».
2
Тема 1.2.
Психологические аспекты нравственности
Содержание учебного материала
2
1
Понятие морали, нравственности. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические аспекты нравственности».
2
Раздел 2. Психологические закономерности делового общения
4
Тема 2.1.
Общение как вид деятельности
Содержание учебного материала
2
1
Общение и коммуникация, общение как деятельность и как взаимодействие, роль восприятия в процессе общения, понимание в процессе общения, виды общения, вербальное и невербальное общение.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме «Общение как вид деятельности».
2
Раздел 3. Этикет и культура делового человека
22
Тема 3.1.
Имидж делового человека
Содержание учебного материала
2
1
Этическая и эстетическая культура, правила формирования имиджа коммерсанта. Культура одежды коммерсанта, визитные карточки в деловой жизни, поведение за столом, интерьер рабочего помещения, сувениры и подарки в деловой сфере.
Практическое занятие№1
Создать образ коммерсанта в командах. Обсудить полученные образы.
4
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Имидж коммерсанта».
Прийти на следующее занятие в образе коммерсанта (одежда, аксессуары). Быть готовым защитить созданный образ.
4
Тема 3.2.
Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения
Содержание учебного материала
4
1
Культура устной речи, невербальные знаки общения, невербальный этикет, понятие о ведущей модальности. Правила ведения деловых переговоров. Правила ведения делового телефонного разговора. Правила ведения деловой переписки.
Практическое занятие №2
Пообщаться между собой в парах используя правила делового этикета.
4
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения».
Написать и рассказать доклад.
4
Раздел 4. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении
17
Тема 4.1.
Индивидуальные особенности личности
Содержание учебного материала
2
1
Понятия характер и воля, темперамент и его виды, эмоции и чувства, способности как важное условие успешной профессиональной деятельности. Характеристика лидерских качеств, типажи лидеров.
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Индивидуальные особенности личности коммерсанта».
1
Тема 4.2.
Коммуникативный потенциал личности
Содержание учебного материала
2
1
Сущность и значение коммуникативного потенциала личности, значение самооценки для его развитии основы трансактного анализа, методы преодоления затруднений в общении.
Практическое занятие №3
Выяснить значение правил поведения в общественных местах.
4
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Коммуникативный потенциал личности коммерсанта».
Написать и рассказать доклад.
2
Тема 4.3.
Конфликты в деловом общении
Содержание учебного материала
2
1
Конфликт и его структура, стратегия и правила поведения в конфликтных ситуациях, эмоциональное реагирование в конфликтных ситуациях.
Практические занятия №4
Тренировка адекватного реагирования на конфликтные ситуации.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Конфликты в деловом общении».
2
Раздел 5. Психологические приемы влияния на партнера
24
Тема 5.1.
Психологические приемы влияния на партнера
Содержание учебного материала
4
1
Приемы вляния на партнера, основные методы аргументации, основные техники, основные положения тактики аргументирования в коммрции. Способы убеждения, приемы аргументации, техника приувеличения, техника рассказа анекдота, случая к месту, техника изменения направления разговора.
Практическое занятие №5
Тренировка техник аргументации, способов убеждения.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические приемы влияния на партнера в коммерции».
2
Тема 5.2.
Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы
Содержание учебного материала
2
1
Разница между понятиями полемика, спор, дискуссия. Этапы деловой дискуссии. Цели полемики. Виды споров. Искусство остановки спора в коммерции.
Практические занятия №6
Тренировка приёмов ведения делового спора, дискуссии, полемики в коммерции.
2
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы в коммерции».
Написать и рассказать доклад.
2
Тема 5.3.
Особенности публичного выступления
Содержание учебного материала
4
1
Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспект общения при публичном выступлении коммерсанта. Схема ораторского искусства. Этапы подготовки публичного выступления. Лексические приемы. Понятие публичного выступления. Правила составления речи. Этапы подготовки публичного выступления. Лексические приемы. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспект общения при публичном выступлении. Средства коммуникации. Размещения аудитории при общении.
Практическое занятие №7
Тренировка дикции. Публичное выступление коммерсанта.
4
Самостоятельная работа обучающегося
Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Особенности публичного выступления коммерсанта».
Подготовка к зачёту.
2
Зачёт
1
2
Итого
76
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета коммерции.
Оборудование учебного кабинета:
Рабочий модуль преподавателя
Рабочие места учащихся по количеству обучающихся
Информационные стенды
Технические средства обучения:
Видеопроектор.
Многофункциональное устройство
3.2. . Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Зарецкая И.И. «Основы этики и психологии делового общения», учебник для СПО, М.: Оникс, 2011
Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова «Психология и этика делового общения», учебник для ВУЗов, М.: Юрайт, 2012
Шеламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», учебник для СПО, М.: Академия, 2008
Бороздина Г.В. «Психология делового общения», М.: Инфра-М, 2008
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи», М.: Логос, 2010
Дополнительные источники:
Шеламова Г.М. «Этикет деловых отношений», М.: Академия, 2011
Шеламова Г.М. «Деловая культура взаимодействия», М.: Академия, 2011
Шеламова Г.М. «Психология и этика профессиональной деятельности», М.: Академия, 2011
Морозов А.В. «Деловая психология, курс лекций», С-Пб.: Союз, 2008
Шмидт Р. «Искусство общения», М.: Интерэксперт, 2009
Обозов Н.Н. «Психология конфликта и способы его решения», С-Пб.: Союз, 2009
Усов В.В. «Деловой этикет», М.: Академия, 2009
Зарайченко В.Е. «Этикет государственного служащего», Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового общения», М.: Юнити-Дана, 20084. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды форируемых общих и профессиональных компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь
: планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами;
знать: цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды
ОК 1 – 4, ОК 6, ОК 7, ОК 12
ПК 1.1- ПК1.9.
ОК 1 – 5, ОК 6, ОК 7, ОК 12
ПК 1.4,1.6, ПК1.7.
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.
Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной