Конспект организации и руководства хозяйственно-бытового труда детей дошкольного возраста «Коллективный труд в уголке природы» в подготовительной группе
Конспект организации и руководства
хозяйственно-бытового труда детей
дошкольного возраста «Коллективный
труд в уголке природы» в
подготовительной группе
Булганиной Екатерины
2015 г
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о растениях, об их видах, особенности роста и развития, способах ухода за ними.
Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труб, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата.
Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
Учить образовывать имена прилагательные.
Развивающие:
Способствовать развивать общую и мелкую моторику.
Способствовать развитию любознательности, сообразительности, познавательных способностей.
Способствовать развитию положительного отношения к физическому труду.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.
Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.
Материал:
Пять комнатных растений, карточки, письмо, лейка с водой, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тазики, тряпочки, кисточки, клеёнки, фартуки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы знаете, что в нашей группе открылась служба быта, мы с вами придумали название фирмы и девиз.
Как называется наша фирма?
Дети: Солнышко.
Наша фирма непроста
«Солнышком» зовётся.
Потому что красоту
Создавать берётся.
И так чисто всё вокруг
Дети убирают.
Что от их труда везде
Солнышко сияет.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня свёрток, давайте развернём его. ( В нём красивые фартуки с эмблемами» Солнышко».)
Это спецодежда для работников нашей службы быта. Мы будем работать в бригаде.
(Стук в дверь) Заходит взрослый почтальон.
Почтальон: Здесь открылась новая служба быта «Солнышко»? Это вам письмо-заявка.
Ребята распечатывают письмо, обнаруживают в нём: карточки с рисунками и надписями, заявку на уборку в уголке природы.
Воспитатель: Ребята, давайте разберёмся в заявках? Показываю по очереди карточки, дети рассказывают. Последнюю карточку читаю сама. «Служба быта от воспитателя старшей группы. Заявка на уборку в уголке природы».
Воспитатель: Дети, вы все хотите работать в службе быта?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю надеть спецодежду, помочь друг другу завязать фартуки.
-Заявки - картинки переворачиваю рисунками вниз и предлагаю каждому вытащить один листок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем ухаживать за комнатными растениями. А вот кто и что будет делать, вы сейчас расскажете по карточкам.
1 ребёнок: Я буду убирать пыль с растений влажной тряпкой.
Воспитатель: С каких растений? И для чего это будешь делать?
2ребёнок: Я буду поливать растения.
Воспитатель: Зачем растениям нужна влага? Все растения будешь поливать одинаково?
3 ребёнок: Я буду опрыскивать растения.
Воспитатель: Какие растения будешь опрыскивать?
4ребёнок: Я буду мыть поддоны от горшков.
Воспитатель: Для чего ты будешь мыть поддоны?
5 ребёнок: Я буду рыхлить землю.
Воспитатель: Для чего необходимо рыхлить землю?
6 ребёнок: Я буду очищать пыль с растений кисточкой.
Воспитатель: С каких растений?
Воспитатель: Ребята, какие работы по дому может выполнить служба быта? Пойдёмте все вместе покажем.
Физкультминутка « Уборка в доме»
Воспитатель:Ребята, обсудите вместе какое оборудование и сколько предметов ( тазы, клеёнки, палочки для рыхления земли, кисточки, лейка с водой, опрыскиватель, тряпочки) вам нужно взять с собой для выполнения данной работы.
Дети приступают к работе. В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы, наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу. По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, на место убрать тазы, лейку, опрыскиватель. После этого предлагаю детям пройти и посмотреть на результаты работы.
Воспитатель: Дети! Всё ли вы успели сделать? Какие трудности были? А вам ребята, нравится работа ваших товарищей? Да, ребята, каждый из вас делал своё маленькое дело, а все вместе вы сделали большое. Общее дело. Вот какими чистыми и красивыми стали наши растения, помогли воспитателю старшей группы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, дружно работали. Сейчас поставлю свою подпись на каждой заявке (карточки из письма-заявки).
-Все листья на растениях блестят, хорошо очистили листья от пыли, легко им теперь дышать.
-Все растения помыты, теперь они не завянут.
-Как хорошо землю разрыхлили, легко корням растений дышится.
-И поддоны все сверкают чистотой.
Спасибо службе быта « Солнышко « за хороших работников. Можно я ещё подам заявку в вашу фирму?
Воспитатель: Я отблагодарила детей за хорошую работу. Вы хорошо и дружно работали, устали, наверное, жарко вам. Угощаю вас витаминным соком.
У меня на подносе разные соки, вы сейчас возьмёте каждый по стаканчику, выпьете сок и назовёте, какой сок вы выпили.
До свидания, ребята.
Самоанализ организации и руководства хозяйственно-бытового труда детей дошкольного возраста.При выполнении задания я обращаю внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий. Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.).. При выполнении задания я обращаю внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д. Ребёнку предлагаю отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами, охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).