Особенности организации и руководства процессом выполнения лабораторно-практических работ учащимися
Особенности организации и руководства процессом выполнения
лабораторно- практических работ учащимися.
Качественная подготовка учащихся должна соответствовать реальным требованиям работодателей. Такую подготовку могут дать учебные заведения с сильным составом
преподавателей, современной материально-технической базой и эффективными связями с рынком труда.
Одни из основных звеньев процесса обучения является применения знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В условиях профессиональных учебных заведений эту задачу выполняет прежде всего производственное обучение. В процессе изучения специальных предметов задачи практического применения знаний решаются главным образом при проведении лабораторно – практических работ. При этом знания закрепляются и совершенствуются, учащиеся приобретают умения творчески их использовать для решения учебных и производственных задач. В ряде случаев лабораторно - практические работы служат источником новых знаний, способом их расширения и углубления.
По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы по специальным предметам занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся.
Дидактический анализ содержания специальных предметов позволяет выделить основные виды лабораторно-практических работ. Это классификация дает возможность установить основные виды и тематику лабораторно-практических работ, включаемых в учебные программы по предметам.
Многие лабораторно-практические работы, предусмотренные учебными программами по специальным предметам, могут носить и иллюстративный и исследовательский характер.
Работы исследовательского характера вызывают у учащихся значительный интерес, способствуют воспитанию у них наблюдательности, аккуратности, внимания, чувства ответственности за результаты работы. Знания, полученные учащимися в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему.
Чтобы ставить более или менее сложный эксперимент и делать выводы, нужны определенный опыт и знания. А у учащихся к моменту проведения лабораторно-практической работы ни того, ни другого нет в достаточной степени. Кроме того, проведение лабораторно-практических работ исследовательского характера, как правило, требует значительно больше времени, чем иллюстративных.
Поэтому в исследовательском плане обычно проводятся простые по содержанию и выводам лабораторно-практические работы. Их обычно планируют на более поздних этапах обучения, когда у учащихся накопится определенный опыт проведения лабораторных экспериментов.
Фронтально могут, например, проводиться такие лабораторно - практические работы по предмету «Основы электроники»:
исследование биполярного транзистора;
исследование полупроводникового диода;
При выполнении этих работ учащиеся преобретают необходимые навыки по сборке схем и получают четкие представления о работе полупроводниковых приборов. Это те знания и умения,которые будут востребованы на производстве.
При нефронтальной организации лабораторно-практических работ учащиеся работают звеньями на различном оборудовании. Содержание лабораторно-практических работ при этом различное для отдельных звеньев. В большинстве случаев лабораторно-практические работы при изучении специальных предметов проводятся не фронтально, так как это не требует лабораторного оборудования сразу для всех учащихся. Группа разбивается на звенья в соответствии с количеством лабораторных рабочих 'мест, но не более чем по три человека в звене.
РУКОВОДСТВО ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ РАБОТАМИ
Преподаватель руководит процессом выполнения лабораторно – практических работ в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у учащихся ориентировочной деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.
Вводное инструктирование (вводный инструктаж) имеет большое значение при подготовке учащихся к выполнению лабораторно - практической работы. Каждая лабораторно-практическая работа только тогда дает положительные и ценные результаты, когда учащимся ясна цель предстоящей работы, понятны пути, которыми они должны к цели. Учащиеся должны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом
При нефронтальной организации лабораторно-практических работ, преподаватель не имеет возможности проводить подробный инструктаж для всех учащихся. В этом случае на первом уроке (в соответствии с графиком проведения лабораторно-практических работ) на вводный инструктаж отводится 15-20 мин и рассматриваются следующие вопросы:
1 Цель лабораторно-практической работы.
2 Ознакомление учащихся с графиком перемещения.
3 Kpaткое ознакомление с лабораторией, рабочими местами.
4 Правила поведения учащихся в лаборатории.
5. Правила техники безопасности.
6. Организация рабочего места учащихся при выполнении лабораторно-практической работы.
7. Порядок получения и выполнения заданий, записи данных, оформления результатов и составления отчета.
8. Выдача заданий к очередным лабораторно-практическим: работам.
9. Ответы на вопросы учащихся по заданиям - инструкциям.
Если лабораторно-практическая работа выполняется звеном необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. В звене работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого учащегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показанием приборов, третий ведет их записи. В ходе работы учащиеся меняются ролями, с тем чтобы каждый выполнил, все элементы задания.
Работа учащегося или звена начинается с анализа задания изучения порядка его выполнения. Затем, подготовив все необходимое и тщательно организовав рабочее место, учащиеся приступают к выполнению отдельных этапов задания, производя, необходимые расчеты, записи, формулируют выводы.
В ходе лабораторно-практической работы необходимо следить за выполнением указаний, сделанных во время вводного инструктажа, соблюдением техники безопасности, организацией рабочего места. Особое внимание необходимо обращать на культуру труда учащихся, которая проявляется, прежде всего, в безупречном выполнении правил поведения в лаборатории.
Руководя ходом лабораторно-практических работ, необходимо добиваться выполнения каждой операции в ориентировочно намеченное время. Это обеспечит своевременное окончание всей работы.
Пo итогам лабораторно-практической работы учащиеся, как правило, представляют письменный отчет, в котором указывается:
характер использованных материалов;
дается характеристика применяемы приборов и оборудования;
приводится схема установки, процесса;
описываются порядок разборки, сборки, наладки, регулировки, результаты диагностики неисправностей машин и механизмов;
приводятся в строго установленном порядке все результаты измерений, наблюдений и произведенные расчеты;
даются ответы на вопросы задания-инструкции;
формулируются выводы.
Отчеты ты выполняются частично на занятиях в лаборатории (таблица записей замеров, расчеты, фиксация результатов наблюдений) частично в порядке домашней работы.
При приеме отчетов о лабораторно-практической работе преподаватель беседует с учащимися, просматривает их записи, схемы, чтобы убедиться в том, что работа выполнена сознательно и учащиеся прочно овладели необходимыми знаниями и умениями.
Оценка за лабораторно-практическую работу выставляется с учетом текущих наблюдений за учащимся и качества представленного им отчета.
Показателем успешного завершения лабораторно-практических работ является профессиональный конкурс «Лучший по профессии», который проводится совместно с социальными партнерами. Задачами конкурса является стимулирование повышения профессионального мастерства рабочих и учащихся.
Пример лабораторной работы по основам автоматизации, проводимой при нефронтальной организации лабораторно-практических работ.
13EMBED Word.Document.8 \s1415
Структура занятия.
N
п/п
Этапы урока
Деятельность
преподавателя
Деятельность
учащегося.
Методы, формы,
приемы
Время
(мин)
1
Организационная
часть
Приветствует
учащихся,
определяет
отсутствующих,
мобилизует
внимание
Учащихся.
Приветствуют
преподавателя
.
словесный
5
2
Вводный
инструктаж
Сообщение темы и
цели занятия.
Инструктаж по
электробезопасности
Знакомятся с
темой и целью
занятия.
Информационный
5
3
Основная
часть
Обобщение
изученного
материала
Закрепляют
знания,
полученные
на
теоретических
занятиях.
Фронтальный
опрос.
Презентация.
5
4
Практическая
часть
Организация
практической
работы учащихся
Знакомство с
инструкционной
картой,
вычерчивание
схемы,
описание
принципа
работы прибора,
проведение
расчетов.
Практическая
работа.
Исследова-
тельский
метод.
30
5
Заключительная
часть
Проверка работы,
заполнение
ведомости
контроля учащихся.
Анализируют
работу,
организационное
завершение
занятия.
.
5
Итого:
50
Технологическую карту разработала: Семенова А.Б.
13EMBED Word.Document.8 \s1415
Задание 2.
1. Проверить прибор по показаниям, согласно градуировочной таблицы.
2. Заполнить таблицу 2.
3. Определить допустимую погрешность прибора.
4. Сделать вывод о пригодности прибора.
Таблица 2 – Снятие показаний прибора.
Температура
о С
Сопротивление Ом
Прямой
ход
Обратный
ход
вариация
Абсолютная
погрешность
1
0
100
2
20
107,91
3
40
115,78
4
60
123,60
5
80
131,37
6
100
139,10
7
120
146,78
8
140
154,41
9
150
158,21
Допустимая абсолютная погрешность прибора определяется по формуле:
·доп = 13 QUOTE 1415
Где:
N – предел измерения прибора;
·- класс точности прибора;
·доп – допустимая абсолютная погрешность прибора;
Вопросы для самопроверки:
1. С помощью какого двигателя в приборе вращается диаграмма?
2. Объяснить функции усилителя в приборе.
3. На каком физическом явлении основан принцип работы термометров сопротивления?
4. Каким напряжением осуществляется питание прибора?
Инструкцию разработала: Семенова А.Б.
Аннотация.
В данной работе произведен анализ особенностей организации проведения различных типов лабораторных работ. их значение в учебном процессе. По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы по специальным предметам занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Приведен пример составления технологической и инструкционной карты для проведения лабораторной работы по предметам « Автоматизация производственных процессов», «Рудничная автоматика и телемеханика».
Данная лабораторная работа может быть использована для специальностей:
0707000 «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического
оборудования»
1003000 «Металлургия цветных металлов»
Литература:
В.А,Скакун «Преподавание общетехнических и специальных предметов в
училищах профтетехобразования» . Издательство»Высшая школа», 1980г.
Преподаватель спецдисциплин
Риддерского аграрно-технического колледжа
Семенова Альбина Борисовна.