Методический материал на тему Медиаобразование в воспитании ценностных ориентиров


Прекрасной формой воспитания ценностных ориентиров учащихся является дискуссионный медиаклуб, занятия которого могут быть организованы в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, в учреждениях дополнительного образования. Для эффективной организации работы медиаклуб должен иметь свой совет, устав, план работы, свою стенгазету, в которой размещаются материалы о работе медиаклуба, о новинках медиаискусства, творческие работы учащихся. Клуб ставит своей целью: развить вкус, повысить уровень эстетической воспитанности, культуру медиавосприятия, пробудить стремление школьников к осознанию и пониманию ценности большого искусства. В медиаклубе осуществляется всесторонняя работа по развитию эстетических и нравственных идеалов учащихся, приобщению к социокультурным ценностям. В плане работы медиаклуба должны быть лекции, беседы, викторины, конкурсы, письменные работы рецензионного характера. Вступительное слово (10–12 минут) имеет целью создать зрительскую установку на восприятие медиатекста под определенным углом зрения. Лекция должна сопровождаться показом видеофрагментов, которые должны быть отобраны заранее и органически включены в текст лекции. Фрагменты помогают учащимся наглядно и красочно представить то, о чем говорит выступающий. В медиаклубе проводится также лекторий. Это цикл лекций на определенную тему. Например, тема верности и дружбы. Можно посвятить лекции творчеству одного мастера медиакультуры и т. д. Очень важен в работе медиаклуба обмен мнениями учащихся. Ведущий и выступающие должны быть эрудированными и подготовленными, владеющими данной темой людьми. В споре рождается истина, поэтому необходимо создавать такую атмосферу, при которой высказать свое мнение может и должен каждый учащийся. Продуктивной формой работы в медиаклубе является дискуссия. Необходимо предварительно ознакомить участников клуба с поднимаемыми проблемами. Ведущий дискуссию должен очертить круг вопросов и тем, которые могут быть интересными при обсуждении. Ситуация нравственного, человеческого общения на базе фильма – так можно определить сверхзадачу дискуссии как одной из самых активных форм работы с медиатекстами. Если точки зрения на проблему в фильме разные, их не обязательно сводить к общему знаменателю. Задача педагога заключается в том, чтобы развить эстетический вкус, творческое, критическое мышление школьников, развивать их ценностные ориентации. Выбор форм включения медиаобразования в процесс организации ценностно-ориентировочной деятельности зависит от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, интересов. При этом применяются такие методы как словесные (рассказ, лекция, беседа, обсуждение, анализ, дискуссия и т. д.), наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, творческие (литературно-имитационные, художественно - творческие, театрализовано-ситуативные).