Урок математики в 5 классе ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ

РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ ТИМОФЕЕВОЙ Н.А.

ЭПИГРАФ УРОКА

Однажды марсиане
Флозочка и Фликс
Поспорили, повздорили
И в ссоре разошлись.
А в чем причина злости
Мы не могли понять:
Не ходят больше в гости,
Обиду не унять.
Все оказалось проще:
Во мненьях не сошлись.
Какие дроби лучше,
Узнать пытался Фликс.
Но Флоза обижаться долго
Обычно не умела,
Слетать на космолете
На Землю захотела.
Так Флоза вместе с Фликсом
Попали на урок.
Все важно – убедились,
Настал мириться срок.

ЦЕЛИ УРОКА:

1) Научиться читать и записывать десятичные дроби.
2) Научиться переводить обыкновенные дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичные дроби и наоборот.
3) Развивать интерес к предмету математики.
4) Знакомство с историей.

ХОД УРОКА

1. Страница истории.
Флоза вместе с Фликсом попадают на урок истории. 2 ведущих делают краткое сообщение.
1 ведущий: В науке, промышленности, сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Десятичная дробь в современной записи выглядит так: 5,46. От записи натурального числа эта запись отличается только « , ».
2 ведущий: Правила описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в начале XV века. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. В Европе об изобретении десятичных дробей в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым С. Стевином. В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

2. Сценка-диалог 2 старшеклассников от лица марсиан Флозы и Фликса с объяснением новой темы.

Флоза: Давай с десятичными дробями знакомиться поближе. Почему они так называются?
Фликс: Ты правильно поставила вопрос и тем самым заглянула в самую суть вопроса. Десятичными они называются потому, что их можно получить из смешанных чисел, в знаменателях которых всегда стоят числа 10, 100, 1000...
Флоза: То есть единица с нулями?
Фликс: Верно.
Флоза: Почему тогда выделяются только они? Они ведь записываются, как и все обыкновенные дроби!
Фликс: Тут ты не права. В том то и дело, что они могут быть записаны двумя способами: обычным и свойственным только им. Смотри, одно число мы запишем по-разному:
Флоза: А как читается вторая запись?
Фликс: Точно так же. Но эта запись проще, так как в ней нет знаменателя. Правда, целая часть отделяется от дробной запятой. Например, мы имеем дробь: В её десятичной записи после запятой должно стоять 3 цифры, а в числителе у нас только одна цифра 8. В этом случае после запятой нужно приписать сначала недостающее количество нулей, а потом цифру 8, то есть получим 5,008.
Флоза: А если дробь правильная?
Фликс: Тогда перед « , » пишут цифру 0. Например:

Знаменатель с единицей и нулями Может смело быть отброшен нами, Если после запятой напишем столько цифр, Сколько в знаменателе нулей стоит.

Каждую из дробей запишите так, чтобы в числителе дроби было столько цифр, сколько нулей в знаменателе.
Образец: 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных дробей.
Образец: 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Запишите дробные числа в виде десятичных дробей.
№1117
Найдите ошибки в записях и исправьте их красным карандашом.
13 EMBED Equation.3 1415
5. Выясните, в каком столбике таблицы верно записано число. Напишите в кружке букву, ему соответствующую:

5,02
5,2
5,002

т
Р
п

0,008
0,08
0,8

о
е
У

3,25
30,25
3,025

Д
в
т

16,005
16,5
16,05

а
е
О

18,8
18,08
18,008

ш
к
в

5,0015
5,015
5,15

а
У
и

34,0105
34,105
34,15

в
с
м

1) пять целых две десятых:


2) нуль целых восемь тысячных:


3)три целых двадцать пять тысячных:


4)шестнадцать целых пять сотых:


5)восемнадцать целых восемь сотых:


6)пять целых пятнадцать десятитысячных:


7) тридцать четыре целых сто пять тысячных:





Полученное слово «ротокас» означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается всего 11 букв, и он используется жителями Папуа – Новой Гвинеи.
Сколько букв содержит русский алфавит?
Буквы какого алфавита используют для обозначения точек, отрезков, прямых?

6. Запишите в виде дроби или смешанного числа.
№ 1120

7. Узнайте, у каких из заданных чисел в разряде десятых стоит цифра 5.

К - пятьдесят три целых и четыре десятых: _________
У- пятнадцать целых и шесть десятых: ____________
М - шестнадцать целых и пять десятых: ____________
Е - семнадцать целых и тридцать пять сотых: __________
А - восемнадцать целых и пятьдесят шесть сотых: _________
Т - девятнадцать целых и пятьдесят шесть тысячных: ____________
Р - двадцать целых и пятьсот тринадцать тысячных: ___________
С - десять целых и пять тысяч сто двадцать три десятитысячных: _________
Из букв, связанных с выбранными числами, получите слово. Что оно означает?

Ответ: Марс. Так называется планета, с которой прилетели наши гости. Флоза и Фликс начали прощаться.

Вот Флоза вместе с Фликсом
На Марс свой улетают.
Про дроби десятичные
Они теперь все знают.

ИТОГ УРОКА:
1. Научились читать и записывать десятичные дроби. 2. Научились переводить обыкновенные дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичные дроби и наоборот.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
П. 30, № 1139, 1142, 1144а

В оставшееся время выполняются задания из раздела «Повторение» на усмотрение учителя.
Root Entry